Правовые аспекты реструктуризации на ж/д транспорте

Страницы работы

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ № 5

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ НА Ж/Д ТРАНСПОРТЕ

1.  Основы правового регулирования реструктуризации.

2.  Условия создания и назначения директив ЕС по ж/д транспорту.

3.  Основные требования директив ЕС.

4.  Белая книга ЕС по ж/д транспорту.

5.  Стратегия коммерциализации ж/д транспорта Украины. Ее назначение и характеристика.

6.  Программа и концепция реструктуризации на ж/д транспорте Украины. Оценка ее выполнения.

1.  Существует два вида реструктуризации:

* добровольная (когда самостоятельно руководство предприятия принимает решение о проведении изменений);

* принудительная (когда изменения осуществляются: по инициативе рабочих – приватизация; по инициативе государства – национализация; в результате банкротства; инициаторы – кредиторы или антимонопольный комитет).

В случае принудительной реструктуризации документами, регулирующими ее проведение, являются Закон о предприятии, Хоз. кодекс Украины и другие законодательные акты.

При проведении добровольной реструктуризации предприятие основывается кроме законодательной базы на нормативные документы самого предприятия, такие как бизнес-план, концепции и программы реструктуризации предприятия.

2.  В начале 80-х и до конца 80-х годов в Западной Европе фактически не существовало европейской стратегии и настоящей политики международного развития нац. предприятий ж/д транспорта. Каждая  железная дорога поводила собственную политику, ориентированную, в основном, на внутренний рынок. Не смотря на увеличения спроса на перевозки ж/дороги оказались не способны удовлетворить потребности в качестве, в связи с чем потерпели поражение в конкурентной борьбе со стороны других видов транспорта.

В силу ряда факторов, таких как гос. собственность (что не давало возможности осуществить выбор системы управления), значительная задолженность и наслоение различных направлений нац. политики развития, привели в весьма существенных рынках ж/д транспорт к спаду.

В связи с этим возникла необходимость поиска средств повышения эффективности работы ж/дорог, чтобы на равных конкурировать с другими видами транспорта (главным образом с автомобильным), а так же избавиться от имеющихся задолженностей и приобрести общеевропейское виденье перспектив развития ж/д транспорта.

С целью обеспечения реализации реформы ЕС был принят пакет директив по ж/д транспорту. Это пакет включал в себя три директивы:

- директива 91/440, касающаяся развития общеевропейской сети ж/д транспорта (принята 29.07.1991 г.);

- директива 95/18 касалась лицензирования ж/д предприятий (19.06.1995 г.);

- директива 95/19 касалась распределения ж/д инфраструктуры и сбора налога за пользование этой инфраструктурой (19.06.1995 г.).

Данные директивы были разработаны так же с целью наглядно продемонстрировать всю значимость преимуществ ж/д транспорта. Поскольку ж/дороги являются хорошо испытанным и надежным видом транспорта, находятся в постоянном развитии в техническом плане и их характеристики отвечают географическим условиям и требованиям, связанным с охраной окружающей среды.

Не смотря на то, что директивы стали фундаментальной основой развития ж/д транспорта, но сааме по себе они не имеют силы закона, и их положения должны быть отражены в законодательстве каждой из стран в установленные сроки (как правило 5 лет).

3.    91/440 – эта директива включает в себя 4 новых принципа развития европейской ж/д системы:

1)  гарантия независимости управления ж/д предприятиями;

2)  отделение управления ж/д инфраструктурой от эксплуатации предприятий ж/д транспорта. При этом отделение бух. учета является обязательным, а отделение сфер организационно-структурного характера – факультативным;

3)  оздоровление фин. ситуации предприятий ж/д транспорта;

4)  гарантия прав доступа к ж/д сети сторонним перевозчикам, в том числе и государствам – членам ЕС.

95/18 и 95/19 – второстепенные, дополняющие первую директиву.

В директиве 95/ 18 уточняются условия получения лицензий: требования, связанные с кредитоспособностью, фин. надежностью, проф. потенциалом, страхованием гражданской ответственности. Так же этой директивой оговаривается срок действия лицензий, на всей территории ЕС на период выполнения ж/д предприятием предусмотренных обязательств.

Каждое государство, входящее в ЕС, формирует орган по выдаче лицензий. Но само по себе наличие лицензии не дает право доступа к ж/д инфраструктуре. Лицензии, выданные в стране, где предприятие зарегистрировано, действительны во всех странах-членах союза.

В директиве 95/19 определяются принципы и порядок распределения мощностей ж/д инфраструктуры, взимание налогов за пользование нею. Каждое государство – член ЕС формирует орган, ответственный за следующие моменты: 1) справедливое не дискриминационное распределение мощностей ж/д инфраструктуры; 2) организация порядка распределения, обеспечивающего эффективное и оптимальное использование инфраструктуры. Кроме этого государства могут принять необходимые меры для того, чтобы при распределении мощностей приоритет был отдан следующим услугам: - услуги, которые оказываются в интересах гос. сектора; - услуги, полностью или частично оказываемые по специально построенной или оборудованной для этих служб инфраструктуре.

Похожие материалы

Информация о работе