Несовершенная конкуренция значит, что производитель имеет возможность влиять на установление цены. Здесь возникает разная ситуация. Самой благоприятной из их является такая, когда существуют много товаропроизводители из производства любого товара, который удовлетворяет определенную потребность, допустим, зубной пасты. При ее производстве существуют разные расходы труда, большой ассортимент, неодинаковое качество, упаковка и тому подобное. При таких условиях товаропроизводитель может назначить цену на свой товар, ориентируясь на цену и спрос, что установились на рынке.
Потребитель при такой конкуренции имеет возможность широкого выбора. Здесь нужен определенный контроль, например, за соответствием рекламы и фактического качества товара.
Олигополистична конкуренция. Слово «oligos» в переводе из греческой значит «мало». Товары производит небольшое количество производителей. Есть определенные отличия в качестве продукции или некоторые ее виды полностью отсутствующие. Классическим примером олигополии является "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер". Однородность товаров чаще всего имеет место на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, и тому подобное; дифференциация - на рынках потребительских товаров.
Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым производителям трудно включиться в определенную отрасль производства. Как правило. Это объясняется ограниченностью ресурсов. Им также трудно найти рынки сбыта, ведь спрос на этот товар уже насыщен.
Каждый предприниматель должен четко реагировать на стратегию и действия конкурентов. Если любой из их уценит, покупатели, конечно, отдадут преимущество его продукции. Другие конкуренты должны немедленно принять соответствующую меру: или снижать цену, или использовать неценовые методы (например, внедрять дополнительную услугу для покупателей).
Вместо ценовой
конкуренции за покупателя олигополия часто при определении ценовой политики
ориентируется на лидерство в цене, соглашения и традиция.
Лідерство в цене означает такую практику, когда ведущая компания отрасли
назначает свою цену, а остальная компания их придерживается. Соглашения может
тайно заключаться двумя или несколькими большими компания для установления
фиксированной цены или части влияния на рынке. Законодательство большинства
страны считает такую практику противозаконной.
Призначення цены, или установления части влияния, на рынке, может перейти в
традицию. Иногда оно также рассматривается как противозаконное, хотя есть
случаи когда выступает как легальное.
Олігополії бывают однородными и дифференцированными, то есть здесь могут
производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Такие
промышленные продукты, как сталь, цинк, медь является стандартизированной. В то
же время отрасль, которая производит потребительские товары - автомобили, одел;
обувь, телевизоры и тому подобное является дифференцированной олигополией.
На олігополістичному рынку из-за небольшого количества производителей
обеспечивается высокая эффективность производства. Чтобы фирму олигополии имела
максимальная прибыль, олигополия должна установить монопольную цену. Но если
при монополии прибыль получает лишь одна фирма, то при олигополии он должен
быть разделен между несколькими фирмой.
Рынок, на котором есть лишь один продавец называется монопольным. Монополия возникла в конце XIX - началу XX ст. в результате развития концентрации и централизации капитала и производства. Основная часть общественного производства оказалась сосредоточенной на немного больших предприятиях. Эти предприятия, чтобы получать максимальную прибыль стали группироваться, образовывая монополистические объединения. На смену свободной конкуренции пришла монополия. Она отрицала рыночную стихию и внесла элемент сознательной регуляции рыночных отношений. Анализ возникновения и развития процессов монополизации был проведен в широкоизвестном труде В.И.Ленина «Империализм, как наивысшая стадия капитализма».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.