Конкуренция предпринимателей но предпринимательская тайна, страница 2

Условия возникновения конкуренции:

Первым условием возникновения конкуренции является наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руке одного владельца, как в условиях административно командной система, когда при создании много видов продукции командовало только государство, господствует государственная монополия, которая в сущности отрицает конкуренцию.

Второе условие возникновения конкуренции – это свобода выбора хозяйственной деятельности производителя. Каждый из их избирает не только что производить, но и имеет право вносить любые изменения в продукцию, определить ее объем и тому подобное.

Третьим условием возникновения конкуренции является соответствие между тем, которое определяет спрос, и тем, которое определяет предложение. Если, допустим, спрос превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где существует дефицит, там нет свободной конкуренции.

Четвертым условием возникновения конкуренции следуют считать наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая в сущности является ориентиром в выборе господарськоїдіяльності. Однако выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того, чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующую функцию:

1.  функция регуляции;

2.  функция мотивации;

3.  функция распределения;

4.  функция контроля.

Функция регуляции. Для того, чтобы воздержаться в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которым отдает преимущество потребитель. Следовательно и факторы производства под воздействием цены направляются в ту отрасль, где в их чувствуется наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс на риск одновременно: предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными расходами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивная санкция). Это стимулирует технический прогресс. Предприятия, которые не реагируют на пожелание клиентов или нарушение правил конкуренции своими суперникамина рынку, получают наказание в виде убытков или вытесняются из рынка (негативная санкция).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы в высшую производительность, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным взносом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознагородження за результатами.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощность каждого предприятия. Например, если монополист может назначать единственную возможную цену, то конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем в совершенстве конкуренция, тем более справедливая цена.

В условиях действия экономического закона конкуренции возникает предпринимательская тайна. Это хранение в интересах фирмы в тайне от конкурентов изобретений, секретов производства, ноу-хау, методов управления финансами, маркетингом и тому подобное. То есть, товаропроизводители стремятся скрыть от конкурентов все то, которое дает им возможность производить товары повышенного спроса и получать за это высокую прибыль.

Последующее развитие экономики, обогащения формы ведения хозяйства, появление разной формы собственности, способствовали появлению разнообразных видов конкуренции. Современная классификация видов конкуренции, а также поведение предпринимателей в условиях каждой из их будет представлено и проанализировано в следующем разделе контрольной работы.


Розділ 2. Современный подход к вопросу конкурентной борьбы

2. 1 Рыночная классификация видов конкуренции и предпринимательское поведение

Рис. 1 Виды конкуренции