Конкуренция предпринимателей но предпринимательская тайна, страница 4

Если бы условия для роста капитала в какой-либо отрасли были ниже, чем в другой, то капиталы оставили бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Если подобная ситуация и возникают в определенной жизненно важной отрасли, то государство субсидирует данную отрасль и создает необходимые условия для получения фирмой нормальной прибыли. В частности это касается сельского хозяйства.

Выход продукции большой корпорации на международные рынки является свидетельством международной конкуренции. Этот вид соперничества связан с глобализацией мировой экономики, господством транснациональных объединений.

Однако, кроме того каждое отдельное предприятие разрабатывает стратегию конкурентной борьбы еще и відпо відно до того, которой качественно является конкуренция в данной экономической системе, – совершенной или несовершенной.

До  совершенной конкуренции относится рынок чистой конкуренции. Рынок чистой конкуренции (perfect competition) состоит из большого количества конкурентов (производителей, продавцов). Они предлагают покупателям товарный продукт, который имеет одинаковые качественные параметры или же полностью идентичные товары.

Особенность чистой конкурнції заключается в том, что отдельный продавец не может назначить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут приобрести нужное количество продукции у других продавцов по рыночной цене. Следовательно, производитель не имеет возможности влиять на цену и ограниченный в использовании ценовых методов конкуренции.

Рыночная цена формируется под вливом спросу и предложению. При этом нет потребности в контроле за ценой со стороны государства. Нет проблемы и с реализацией. Продукция сбывается методом обычного обмена или через товарную биржу.

Из этого можно сделать вывод, что в условиях чистой конкуренции производители и продавцы не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, которая предусматривает прежде всего разработку новых товаров, определенную политику цены, рекламу, стимулирование сбыта и тому подобное.

Однако сказать, что в условиях чистой конкуренции предприятие не имеет никакой проблемы с сбытом продукции, было бы неправильно. Оно должно внимательно выучить спрос, возможны его колебания.

Есть еще одна проблема: приспособление производителя к цене. В условиях чистой конкуренции производитель хорошо знает, что цена не зависит от объема его производства. Предлагать высшую цену напрасно, уменьшать цену значит уменьшать прибыль. Однако производителю известно, что одинаковая рыночная цена не обеспечит одинаковую норму прибыли. Приспособление к цене означает достижение таких расходов производства, которые бы обеспечивали норму прибыли не ниже, чем у конкурентов. Это вынуждает производителей изучать и реализовывать перспективные пути развития производства.

 Но дело в том, что в реальном мире чистая конкуренция отсутствует. Чистая конкуренция является идеальным типом рыночной структуры, научной абстракцией. Анализ чистой конкуренции позволяет выяснить, как могли бы размещаться ресурсы и устанавливаться цена при отсутствии рыночных недосконадостей, таких, как дифференциация продуктов, недвижимость ресурсов, плохое знание рынка. Однако существуют рынки, которые в значительной мере отвечают требованиям чистой конкуренции. Их примером могут быть рынки сельскохозяйственной продукции и финансовые рынки. Например, Американская биржа ценной бумаги. На ней есть основные признаки чистой конкуренции, поскольку: численность покупателей и продавцов акции и облигации такова, что ни один человек или группа людей не могут контролировать рынок за отдельными видами ценной бумаги; отдельная ценная бумага каждой фирмы является одинаковой и взаємозамінюваними; все акты покупки-продажи  регистрируются и информация об этом доступна для широкой общественности; все акты покупки-продажи происходят по желанию стороны.