Если , , то решением является либо , либо при (приемлемой стратегии в игре не существует).
Если , то получаем решение ; .
Также решениями являбтся ; , и ,
Если , то решение следующее :
, ; , ; , .
При этом необходимо учитывать условие .
Геометрически эти решения представлены на рис. 1 и 2.
Для II игрока исследования аналогичны. Если ввести обозначения
,
то множество приемлемых для него ситуаций состоит из:
1) всех ситуаций вида , если , ;
2) всех ситуаций вида , если , ; ;
3) всех ситуаций вида , если , .
Таким образом, имеем следующие результаты:
· если , то решение , ;
· если , , то решение либо , либо при (приемлемой стратегии в игре не существует);
· если , то решения , ; , ; , ;
· если , то решения следующие: , ; , ; , .
При этом необходимо учитывать, что . Геометрическое изображение представлено на рисунках 3 и 4.
Решением игры является пересечение множеств и , т.е. те значения и , которые являются общими для множеств и .
При этом графики и могут быть не только одинаковой (рис. 5), но и противоположной направленности (рис.6). В первом случае зигзаги имеют одну точку пересечения, а во втором – три.
Очевидно, что входит в смешанную стратегию II игрока хотя зависит только от выигрышей I игрока; входит в смешанную стратегию I игрока, хотя зависит только от выигрышей II игрока.
Пример 2
Министерство планирует наладить выпуск одного из двух продукции на территории города. Городские власти могут принять предложение министерства или отказать. Министерство – первый игрок – имеет две стратегии: выпуск 1-ого вида продукции, выпуск 2-ого вида продукции. Город – второй игрок – имеет две стратегии: принять предложение министерства или отказать. Свои действия (стратегии) они применяют независимо друг от друга, и результаты определяются прибылью (выигрышем) согласно следующим матрицам:
Определить оптимальные стратегии игроков и их оптимальные средние выигрыши.
Решение.
Для этой игры имеем:
,
,
.
Поскольку , то множество решений имеет следующий вид:
, где
, где
, где .
Множество ситуаций, применяемых для первого игрока, изображено на рисунке жирной линией.
Для второго игрока имеем:
,
,
.
Поскольку , то множество решений имеет следующий вид:
, где
, где
, где .
Множество ситуаций, приемлемых для второго игрока изображено на рис. 3 пунктирной линией.
Точка пересечения множеств и есть точка с координатами , и представляет ситуацию равновесия министерства и города.
При этом их выигрыш соответственно равен
;
.
Другими словами, для получения оптимального среднего выигрыша (проигрыша) каждый из игроков должен применить следующие стратегии и соответственно.
Задание для самостоятельного решения
Решить следующую биматричную игру, заданную следующими матрицами выигрыша
; .
Дать геометрическую интерпретацию ситуации равновесия
Практическое занятие №7.
«Бесконечные антагонистические игры»
Пример 1
Рассмотрим игру на единичном квадрате:
Решение
1)
2)
— седловая точка в чистых стратегиях
Пример 2
Найти решение
Решение
1)
2)
Игра имеет четыре седловых точки в чистых стратегиях:
Проверим, являются ли оптимальными стратегиями (решениями).
Если , то средний выигрыш
Определим средний выигрыш:
ч.т.д.
Задание для самостоятельного решения:
Решить на единичном квадрате игру
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.