Решить матричную игру двух игроков с нулевой суммой сведением ее к задаче линейного программирования. Использовать двойственный симплекс-метод.
Практическое занятие № 5.
«Позиционные игры»
Пример 1.
Игра состоит из трех ходов, которые делают два игрока. Первый ход делает первый игрок: он выбирает число из множества двух чисел .
Второй ход делает второй игрок: зная, какое число выбрано первым игроком в первом ходе, он выбирает число из множества двух чисел .
Третий ход делает первый игрок: зная, какое число выбрал второй игрок, и помня, какое число он выбрал при первом ходе, выбирает число из множества двух чисел . На этом игра заканчивается и происходит распределение выигрышей, второй игрок платит первому сумму, определенную функцией , где задана следующим образом:
Решение:
Рассмотрим сначала мыслимые стратегии второго игрока - у него имеется возможность выбора одного из двух чисел 1 или 2, т. е. имеется две возможности. Кроме того, у него есть информация о выбранном числе при первом ходе, следовательно, он, выбирая число , может учитывать или не учитывать эту информацию, поэтому для каждого имеется еще два значения , т. е. всего четыре стратегии:
1-я – выбирать , не взирая на ,
2-я – выбирать , не взирая на ,
3-я – выбирать ,
4-я – выбирать , если , и выбирать , если .
Стратегия для первого игрока должна учитывать результаты сделанных ранее выборов. При каждом выборе на первом ходе может быть два выбора на втором ходе, т. е. уже имеется четыре варианта, а при каждом из этих вариантов может быть сделано два выбора, т. е. всего 8 возможных стратегий. Обозначим через стратегию первого игрока: где означает выбор первым игроком на первом ходе; – выбор первым игроком на третьем ходе, если второй игрок на втором ходе выбрал число 1; – выбор первым игроком на третьем ходе, если второй на втором ходе выбрал число 2.
Выигрыши первого игрока определяются так: пусть, например, первый игрок применяет стратегию (1, 2, 1), а второй – первую стратегию, тогда из (1, 2, 1) следует, что . Далее, второй игрок, не взирая на , выбирает , а из (1, 2, 1) следует, что первый игрок выберет . Получится выигрыш . Аналогично рассчитываются остальные выигрыши.
Приведем матрицу выигрышей первого игрока в зависимости от применяемых стратегий:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
(1, 1, 1) |
(1, 1, 1) = -2 |
(1, 2, 1) = 3 |
(1, 1, 1) = -2 |
(1, 2, 1) = 3 |
(1, 1, 2) |
(1, 1, 1) = -2 |
(1, 2, 2) = -4 |
(1, 1, 1) = -2 |
(1, 2, 2) = -4 |
(1, 2, 1) |
(1, 1, 2) = -1 |
(1, 2, 1) = 3 |
(1, 1, 2) = -1 |
(1, 2, 1) = 3 |
(1, 2, 2) |
(1, 1, 2) = -1 |
(1, 2, 2) = -4 |
(1, 1, 2) = -1 |
(1, 2, 2) = -4 |
(2, 1, 1) |
(2, 1, 1) = 5 |
(2, 2, 1) = 2 |
(2, 2, 1) = 2 |
(2, 1, 1) = 5 |
(2, 1, 2) |
(2, 1, 1) = 5 |
(2, 2, 2) = 6 |
(2, 2, 2) = 6 |
(2, 1, 1) = 5 |
(2, 2, 1) |
(2, 1, 2) = 2 |
(2, 2, 1) = 2 |
(2, 2, 1) = 2 |
(2, 1, 2) = 2 |
(2, 2, 2) |
(2, 1, 2) = 2 |
(2, 2, 2) = 6 |
(2, 2, 2) = 6 |
(2, 1, 2) = 2 |
В таблице столбцы соответствуют стратегиям второго игрока, а строки – стратегиям первого игрока: позиционная игра свелась к матричной игре двух игроков с нулевой суммой и матрицей , у которой имеется две седловые точки, отмеченные звездочкой. Оптимальная стратегия первого игрока (2, 1, 2) состоит в выборе числа на первом ходе и числа – на третьем ходе, равного числу , выбранного вторым игроком на втором ходе. У второго игрока имеется две оптимальные стратегии: первая и четвертая, т.е. выбирать , не взирая на , или выбирать , отличное от . Цена игры равна 5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.