Пример 2.
Задана следующая игра:
Ход 1. Первый игрок выбирает число из множества двух чисел .
Ход 2. Второй игрок выбирает число из множества двух чисел , не зная значения .
Ход 3. Первый игрок выбирает число из множества двух чисел , не зная значений ни , ни .
После того, как сделаны все три хода, второй игрок платит первому игроку сумму , заданную следующим образом:
, , , ,
, , , .
Решение.
Построим дерево позиционной игры
Информационные множества обведены
Приведем эту игру к нормальной форме: у первого игрока имеется четыре стратегии: , , , .
У второго игрока всего две стратегии: 1-я – выбрать число 1 и 2-я стратегия – выбрать число 2. Матрица выигрышей первого игрока представлена в таблице:
В результате получилась игра порядка . Известно, что игры порядка и можно решать графически.
Легко убедиться, что данная игра не имеет седловой точки в чистых стратегиях:
и ,
т.е. .
Необходимо найти такие смешанные стратегии и и цену игры :
Данную задачу реши графически относительно стратегий второго игрока и . Пусть по горизонтальной оси откладывается значение от 0 до 1, по вертикальной – значение среднего выигрыша первого игрока при условии, что он применяет свою чистую -ю стратегию , второй – свою смешанную стратегию . Используя соотношения (1), получим уравнения средних выигрышей второго игрока:
Графически могут быть представлены так, как изображено на рисунке.
Первый игрок старается максимизировать свой выигрыш, поэтому он стремится найти .
Функция изображена жирной линией и представляет собой верхнюю границу множества ограничений. Второй игрок старается минимизировать за счет выбора своей стратегии , т.е. величина соответствует .
Определяются такие две стратегии первого игрока и вероятность для второго игрока, при которых достигается равенство
,
или, как видно из рисунка, точку образуют третья и четвертая стратегии первого игрока. Следовательно, , и для определения и надо составить уравнения , соответствующие этим стратегиям:
Решение этих уравнений: .
,
.
В результате решения получим стратегию первого игрока:
.
Задание для самостоятельного решения:
Ход 1. Первый игрок делает выбор числа .
Ход 2. Второй игрок выбирает число , не зная значения .
Ход 3. Первый игрок выбирает число , зная и не зная .
После того, как сделаны все три хода, второй игрок платит первому игроку сумму , заданную следующим образом:
, , , ,
, , , .
Построить дерево игры, привести игру к нормальной форме и решить
Практическое занятие № 6.
«Биматричные игры»
Пример 1
Для начала рассотрим пример биматричной игры в общем виде, который даст нам возможность проанализировать различные варианты решения:
Матрицы и равны:
,
.
Смешанные стратегии для игроков имеют вид:
, ;
, ,
а средние выигрыши равны:
.
.
Причём
,
или
,
.
С целью упрощения положим
,
тогда получим
Таким образом, множество всех приемлемых стратегий для I игрока удовлетворяет этим условиям и .
Чтобы найти рассмотрим 3 случая:
1. Если , то .
2. Если , то.
3. Если , то
Итак, множество решений системы состоит из
1) всех ситуаций вида , если , ;
2) всех ситуаций вида , если , ;
3) всех ситуаций вида , если , .
Если , то решением является , , т.к. неравенства выполняются при всех и , т.е. множество приемлемых для I игрока ситуаций покрывает весь единичный квадрат.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.