Пример 2.
Задана следующая игра:
Ход 1.
Первый игрок выбирает число из множества двух чисел
.
Ход 2.
Второй игрок выбирает число из множества двух чисел
, не зная значения
.
Ход 3.
Первый игрок выбирает число из множества двух чисел
, не зная значений ни
, ни
.
После того, как
сделаны все три хода, второй игрок платит первому игроку сумму , заданную следующим образом:
,
,
,
,
,
,
,
.
Решение.
Построим дерево позиционной игры
![]() |
Информационные множества обведены
Приведем эту
игру к нормальной форме: у первого игрока имеется четыре стратегии: ,
,
,
.
У второго игрока всего две стратегии: 1-я – выбрать число 1 и 2-я стратегия – выбрать число 2. Матрица выигрышей первого игрока представлена в таблице:
В
результате получилась игра порядка
. Известно, что игры порядка
и
можно
решать графически.
Легко убедиться, что данная игра не имеет седловой точки в чистых стратегиях:
и
,
т.е. .
Необходимо
найти такие смешанные стратегии и
и цену игры
:
Данную задачу
реши графически относительно стратегий второго игрока и
. Пусть по горизонтальной оси откладывается
значение
от 0 до 1, по вертикальной – значение
среднего выигрыша
первого игрока при условии, что
он применяет свою чистую
-ю стратегию
, второй – свою смешанную стратегию
. Используя соотношения (1), получим
уравнения средних выигрышей второго игрока:
Графически могут быть представлены так, как
изображено на рисунке.
Первый игрок
старается максимизировать свой выигрыш, поэтому он стремится найти
.
Функция изображена жирной линией и представляет
собой верхнюю границу множества ограничений. Второй игрок старается
минимизировать
за счет выбора своей стратегии
, т.е. величина
соответствует
.
Определяются такие две стратегии
первого игрока и вероятность для второго игрока, при
которых достигается равенство
,
или, как видно из рисунка, точку образуют третья и четвертая стратегии
первого игрока. Следовательно,
,
и для определения
и
надо составить уравнения , соответствующие
этим стратегиям:
Решение этих уравнений: .
,
.
В результате решения получим стратегию первого игрока:
.
Задание для самостоятельного решения:
Ход 1.
Первый игрок делает выбор числа .
Ход 2.
Второй игрок выбирает число , не зная значения
.
Ход 3.
Первый игрок выбирает число , зная
и не зная
.
После того, как
сделаны все три хода, второй игрок платит первому игроку сумму , заданную следующим образом:
,
,
,
,
,
,
,
.
Построить дерево игры, привести игру к нормальной форме и решить
Практическое занятие № 6.
«Биматричные игры»
Пример 1
Для начала рассотрим пример биматричной игры в общем виде, который даст нам возможность проанализировать различные варианты решения:
Матрицы и
равны:
,
.
Смешанные стратегии для игроков имеют вид:
,
;
,
,
а средние выигрыши равны:
.
.
Причём
,
или
,
.
С целью упрощения положим
,
тогда получим
Таким образом, множество всех приемлемых стратегий для
I игрока удовлетворяет этим условиям и .
Чтобы найти рассмотрим 3 случая:
1. Если , то
.
2. Если , то
.
3. Если , то
Итак,
множество решений системы состоит из
1)
всех ситуаций вида , если
,
;
2)
всех ситуаций вида , если
,
;
3)
всех ситуаций вида , если
,
.
Если , то решением является
,
, т.к.
неравенства выполняются при всех
и
, т.е. множество приемлемых для I игрока
ситуаций покрывает весь единичный квадрат.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.