Пример 2.
Задана следующая игра:
Ход 1.
Первый игрок выбирает число
из множества двух чисел
.
Ход 2.
Второй игрок выбирает число
из множества двух чисел
, не зная значения
.
Ход 3.
Первый игрок выбирает число
из множества двух чисел
, не зная значений ни
, ни
.
После того, как
сделаны все три хода, второй игрок платит первому игроку сумму
, заданную следующим образом:
,
,
,
,
,
,
,
.
Решение.
Построим дерево позиционной игры
![]() |
Информационные множества обведены
Приведем эту
игру к нормальной форме: у первого игрока имеется четыре стратегии:
,
,
,
.
У второго игрока всего две стратегии: 1-я – выбрать число 1 и 2-я стратегия – выбрать число 2. Матрица выигрышей первого игрока представлена в таблице:
В
результате получилась игра порядка
. Известно, что игры порядка
и
можно
решать графически.
Легко убедиться, что данная игра не имеет седловой точки в чистых стратегиях:
и
,
т.е.
.
Необходимо
найти такие смешанные стратегии
и
и цену игры
:


Данную задачу
реши графически относительно стратегий второго игрока
и
. Пусть по горизонтальной оси откладывается
значение
от 0 до 1, по вертикальной – значение
среднего выигрыша
первого игрока при условии, что
он применяет свою чистую
-ю стратегию
, второй – свою смешанную стратегию
. Используя соотношения (1), получим
уравнения средних выигрышей второго игрока:

Графически
могут быть представлены так, как
изображено на рисунке.
Первый игрок
старается максимизировать свой выигрыш, поэтому он стремится найти
.
Функция
изображена жирной линией и представляет
собой верхнюю границу множества ограничений. Второй игрок старается
минимизировать
за счет выбора своей стратегии
, т.е. величина
соответствует
.
Определяются такие две стратегии
первого игрока и вероятность
для второго игрока, при
которых достигается равенство
,
или, как видно из рисунка, точку
образуют третья и четвертая стратегии
первого игрока. Следовательно,
,
и для определения
и
надо составить уравнения , соответствующие
этим стратегиям:

Решение этих уравнений:
.
,
.
В результате решения получим стратегию первого игрока:
.
Задание для самостоятельного решения:
Ход 1.
Первый игрок делает выбор числа
.
Ход 2.
Второй игрок выбирает число
, не зная значения
.
Ход 3.
Первый игрок выбирает число
, зная
и не зная
.
После того, как
сделаны все три хода, второй игрок платит первому игроку сумму
, заданную следующим образом:
,
,
,
,
,
,
,
.
Построить дерево игры, привести игру к нормальной форме и решить
Практическое занятие № 6.
«Биматричные игры»
Пример 1
Для начала рассотрим пример биматричной игры в общем виде, который даст нам возможность проанализировать различные варианты решения:
Матрицы
и
равны:
,
.
Смешанные стратегии для игроков имеют вид:
,
;
,
,
а средние выигрыши равны:

.

.
Причём
,

или


,
.
С целью упрощения положим
,
тогда получим

Таким образом, множество всех приемлемых стратегий для
I игрока удовлетворяет этим условиям и
.
Чтобы найти
рассмотрим 3 случая:
1. Если
, то
.
2. Если
, то
.
3. Если
, то 
Итак,
множество
решений системы состоит из
1)
всех ситуаций вида
, если
,
;
2)
всех ситуаций вида
, если
,
;
3)
всех ситуаций вида
, если
,
.
Если
, то решением является
,
, т.к.
неравенства выполняются при всех
и
, т.е. множество приемлемых для I игрока
ситуаций покрывает весь единичный квадрат.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.