Характеристика территории федерального государственного учреждения “Манзенский лесхоз” Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, страница 13

Наибольшая природная пожарная опасность наблюдается в Пинчугском лесничестве (2,9), наименьшая - в Манзенском лесничестве (3,7).

 Противопожарные мероприятия на ревизионный период запроектированы лесоустройством с учётом основных положений “Генерального плана противопожарного устройства лесов Манзенского лесхоза”, составленного институтом “Росгипролес” в 1993 году на период до 2005 года. При этом лесоустройство также руководствовалось действующими “Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации”, “Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб”, “Положением о пожарно-химических станциях”, М., 1998г., утверждёнными приказом Федеральной службы  лесного хозяйства России от 19.12.1997г. № 167, “Рекомендациями по обнаружению и тушению лесных пожаров” (утверждены Рослесхозом 17.12.1997 года), “Нормами обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров владельцев лесного фонда и лесопользователей”, М., 1993г. (утверждены Рослесхозом, согласованы МВД РФ, введены в действие приказом Рослесхоза от 20.10.1993 года № 290), а также наличием существующего на год лесоустройства противопожарного обустройства лесов лесхоза, путей транспорта, средств связи и решениями второго лесоустроительного совещания.

На основании пирологической характеристики земель лесного фонда, существующей дорожно-транспортной сети, экономических возможностей лесхоза и исходя из социальной значимости лесов, лесоустройство предусматривает следующее лесопожарное районирование:

- район наземной охраны  с авиапатрулированием - 63,7 тыс.га (12,9% площади лесхоза);

- район авиационной охраны - 429,6 тыс.га (87,1% площади лесхоза).

К району наземной охраны отнесена часть территории лесхоза, где плотность дорог и водных путей  транспорта позволяет доставить силы и средства пожаротушения к месту возникновения пожара в течение трех часов после его обнаружения. Наземную охрану лесов от пожаров предусматривается осуществлять силами государственной лесной охраны, пожарно-химических станций с привлечением местного населения, а также сил и средств организаций, действующих на территории        Манзенского лесхоза.

Лесоустройство рекомендует лесхозу самостоятельно выделить зону комбинированной охраны  (наземной и авиационной), которая включает зону преимущественной работы лесозаготовителей, где имеются пути транспорта и возможна доставка рабочих и средств пожаротушения от мест дислокации лесопользователей или их вахтовых посёлков (в период, когда предприятия ведут работы в лесу) быстрее, чем от населенных пунктов где находятся конторы лесничеств и лесхоза.

Несмотря на то, что эта зона (комбинированная)  приурочена к путям транспорта, она всё равно охватывается авиапатрулированием, проводимым оперативным авиаотделением. Очень важно организовать наземное патрулирование силами лесозаготовителей в данном районе в период, когда по каким-либо причинам авиапатрулирование не проводится или проводится в неполном объёме. Должно быть чёткое взаимодействие лесхоза, авиаотделения и лесопользователей при определении вида патрулирования. Для тушения пожаров в зоне комбинированной охраны преимущественно привлекаются силы и средства лесопользователей (арендаторов участков лесного фонда).

К району авиационной охраны лесов от пожаров отнесена территория лесхоза, труднодоступная для наземного патрулирования. Авиапатрулирование части территории лесхоза и доставка парашютистов-десантников проектируется осуществлять Манзенским авиаотделением Красноярской базы авиационной охраны лесов на  самолёте АН-2, а доставку десантников - вертолётом МИ-8. Патрульный полёт должен производиться по заранее разработанному маршруту (см. прилагаемую схему) в соответствии с природными классами пожарной опасности по условиям погоды.

Проект распределения территории лесхоза на районы охраны и зоны пожаротушения с указанием кварталов показан в таблице 3.2.

Таблица 3.2