Профиль зуба определяем при помощи программы «APM Trans», программного модуля «APM Wine Machine». Ход расчета приведен в приложении В.
Повышенные допускаемые напряжения связано с тем, что термообработка зубчатых колес: нормализация и отпуск.
2.6 Уточненный расчет валов
2.6.1 Определение опасного сечения
Целью расчета является проверка диаметров валов с учетом изгибающих и крутящих моментов от всех сил, действующих на вал в различных сечениях.
Проверим на прочность вал II
Крутящий момент на валу ТII = 86 (Н∙м);
Силы в цилиндрических прямозубых зубчатых передачах:
Окружная сила колеса:
[5]
делительный диаметр колеса (см. табл. 2);
Окружная сила шестерни:
[5]
делительный диаметр шестерни;
Радиальная сила колеса:
стандартный угол зацепления при ;
Радиальная сила шестерни:
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
Рисунок 2 - Расчетная схема вала
Методом сечений определяем моменты на всех участках:
;
Z – расстояние от реакции.
Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
Методом сечений определяем моменты на всех участках:
;
Суммарный изгибающий момент в опасном сечении:
[5]
Суммарные реакции в опорах:
;
[5]
2.6.2 Расчет на сопротивление усталости
Определим в наиболее опасном сечении значение коэффициента запаса усталостной прочности:
, где [S] = 1,5 - 2,5 [5]
[S] - минимальное допускаемое значение коэффициента запаса прочности
Выбираем материал вала:
Ст5: НВ = 190; s-1 = 220 МПа; t-1 = 130 МПа; yt = 0,06; sв = 520 МПа; tТ = 150 МПа; sТ = 280 МПа; [5]
Коэффициент запаса по нормальным напряжениям:
, [5] где
- среднее напряжение цикла;
Так как нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, то sа = sИ и sм=0 тогда
, где ; [5]
- диаметр вала под подшипник;
s-1D - предел выносливости вала в рассматриваемом сечении;
s-1 - предел выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба;
КsD - коэффициент снижения предела выносливости;
sа - напряжение в опасном сечении.
[5]
Кs - эффективный коэффициент концентрации напряжений по табл.10.10; Кs=1,75;
КFs - коэффициент влияния качества поверхности по табл.10.8.; КFs=1 при Ra≤0,2;
KV - коэффициент влияния поверхностного упрочнения по табл.10.9.; КV = 1
Кds - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения; Кds=0,77;
;
Предел выносливости вала:
,[5] тогда
;
Коэффициент запаса по касательным напряжениям:
[1]
Так как касательные изменяются по отнулевому циклу, то tа=tm=tк/2 [1]
Амплитуда напряжение цикла в опасном сечении при кручении:
;
Предел выносливости вала в рассматриваемом сечении:
, [1] где
t-1 - предел выносливости гладких образцов при симметричном цикле кручения;
KtD - коэффициент снижения предела выносливости.
, [1] где
Кt - эффективный коэффициент концентрации напряжений по табл.10.10.Кt=1,6;
KFt - коэффициент влияния качества поверхности по табл.10.8.; KFt=1 при Ra≤0,2;
KV - коэффициент влияния поверхностного упрочнения по табл.10.9.; КV = 1
Кdt - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения; Кdt=0,77;
,[1] тогда
;
Коэффициент чувствительности к асимметрии цикла:
, [1] тогда
;
Коэффициента запаса усталостной прочности:
условие выполняется.
Расчет на статическую прочность
при ; [6]
Напряжение в опасном сечении при кручении:
;
При расчете учитывают коэффициент перегрузки, берется по табл.24.9.: КП=2,2
При учете максимально действующего кратковременного момента (при пуске);
Напряжение в опасном сечении при изгибе:
sИ = КП ∙sа =2,2∙45,8=100,8 (МПа) [5];
условие выполняется.
2.6.3 Расчет на жесткость
Рисунок 3 - Схема нагружения вала
Угол закручивания вала:
, [6] где
- в модуль упругости при сдвиге для стали;
- момент на валу колеса тихоходной ступени редуктора;
Полярный момент инерции поперечного сечения вала [6]:
,где диаметр под колесо; условие выполняется.
Прогиб в горизонтальной плоскости от окружной силы на колесе:
, [3] где
модуль упругости 1-го рода;
Прогиб в горизонтальной плоскости от окружной силы на шестерни:
[3]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.