2.2. Грубый и точный каналы регулирования частоты
Частота тока синхронного генератора f зависит от угловой скорости его ротора ω и числа пар полюсов р: f = рω/2π. Ротор синхронного генератора приводится во вращение от выходного вала ППЧВ. поэтому для стабилизации частоты тока стабилизируют угловую скорость выходного вала ППЧВ. Для этого привод постоянной частоты вращения имеет регулятор угловой скорости (рис. 2.2), в состав которого входит измерительный орган ИО, усилительное УУ и исполнительное устройства ИУ. Исполнительное устройство воздействует на регулирующий орган привода — наклонную шайбу в гидромеханическом приводе или на заслонку в пневмомеханическом приводе. Измерительный орган формирует сигнал, пропорциональный отклонению текущей угловой скорости выходного вала ППЧВ от ее заданного значения. Этот сигнал усиливается, и подается на исполнительное устройство, в результате чего угол наклона шайбы привода или заслонки меняется, а отклонение частоты вращения выходного вала от своего заданного значения уменьшается.
Для повышения точности система стабилизации частоты содержит два канала: грубый 1 и точный 2. Измерительный орган грубого канала связан с выходным валом ППЧВ, поэтому грубый канал регулирования называют также регулятором угловой скорости ППЧВ. В качестве измерительного. органа грубого канала используется центробежный тахометр либо тахогенератор. Грубый канал обеспечивает стабилизацию угловой скорости выходного вала ППЧВ с погрешностью ± (1 — 5) %.
Измерительный орган точного канала подключается к выходу синхронного генератора СГ и реагирует непосредственно на отклонение частоты тока. Измерительный орган выполняется на более чувствительных элементах: резонансных контурах, полосовых фильтрах или фазовых дискриминаторах. Точный канал уменьшает погрешность стабилизации частоты до:0,25 %, т. е. он осуществляет коррекцию частоты, поэтому этот, канал называют также корректором частоты. На регуляторы частоты возлагаются функции равномерного распределения активной нагрузки между параллельно работающими генераторами. Для этого корректоры регуляторов оборудуют, помимо датчиков частоты, еще и датчиками отклонения активной мощности генератора от ее среднего значения для всех параллельно работающих генераторов.
Рис. 2.2. Структурная схема регулирования частоты вращения
Каждый из каналов, помимо измерительного органа, содержит усилительное устройство и исполнительное устройство. Усилительные устройства в грубом канале регулирования могут быть гидравлическими, электрогидравлическими или электромеханическими. В корректорах используют магнитные или транзисторные усилители. В качестве исполнительных устройств в грубом канале применяют гидравлический серводвигатель, а в точном — электродвигатель или электромагнит.
Как для пневмомеханических, так и для гидромеханических приводов в грубом канале чаще всего используют центробежно-гидравлические регуляторы скорости (рис. 2.3). Измерительный орган регулятора — центробежный тахометр 1 — приводится во вращение от выходного вала ППЧВ с угловой скоростью ω. С увеличением скорости грузики 2тахометра расходятся, перемещая при этом шток 3 тахометра вправо. Со штоком тахометра связаны поршни золотника 5. Золотник является усилительным устройством ре-ора и имеет три полости, связанные с магистралями высокого рв и низкого рн давления. При перемещении поршней золотника вправо рабочее тело (масло) поступает в правую полость сервомотора 6, а левая полость сервомотора соединяется с магистралью низкого давления. В результате разности давлений поршень сервомотора перемещается влево, закрывая при этом заслонку, регулирующую подачу воздуха на турбину. С уменьшением частоты вращения грузики 2 сходятся и под действием пружины 7 поршни золотника будут перемещаться влево.
Рис. 2.3. Кинематическая схема регулятора частоты с центробежным тахометром
Поршень сервомотора будет перемещаться до тех пор, пока поршни золотника не займут снова нейтрального положения, перекрыв доступ рабочего тела в сервомотор. Поршень имеет жесткую отрицательную обратную связь с золотником при помощи рычага 8. При отсутствии обратной связи поршни золотника заняли бы нейтральное положение лишь тогда, когда скорость выходного пяла ППЧВ станет равной первоначальному, заданному значению, т. е. система регулирования была бы астатической. Однако при этом не всегда удается обеспечить устойчивость системы и поэтому используют отрицательную обратную связь. При этом поршни золотника будут занимать нейтральное положение при угловой скорости выходного вала, несколько отличной от номинальной, т. е. появится ошибка регулирования. Для подстройки номинального значения угловой скорости, стабилизируемой приводом, регулируют силу сжатия пружины 7. Корректор частоты также воздействует на пружину путем перемещения платформы 9, на которую опирается пружина.
Уравнение грубого канала. Введем обозначения: у — перемещение штока центробежного тахометра; z — перемещение поршни сервомотора: х — перемещение поворотного рычага жесткой обратной связи; l — перемещение платформы корректором. Центробежный тахометр является колебательным звеном и описывается уравнением:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.