За счет бюджетов субъектов РФ финансируются расходы, имеющие территориальное значение, а за счет муниципальных бюджетов – расходы муниципального уровня. Например, за счет местных бюджетов финансируется основная доля расходов на дошкольное воспитание, содержание школ, районных и сельских поликлиник, дотирование жилищно-коммунального хозяйства.
Большую проблему для РФ составляют межбюджетные отношения. Эти отношения возникают между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и между бюджетами субъектов РФ и муниципальными бюджетами по поводу распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы.
По формам распределения доходов межбюджетные отношения возникают:
1. по поводу определения закрепленных доходов;
2. по поводу распределения регулирующих доходов;
3. по линии выделения помощи.
Межбюджетные отношения в РФ постоянно развиваются и совершенствуются.
При изучении форм выделения межбюджетных трансфертов, обратите внимание на различия между дотациями, субсидиями и субвенциями. Продумайте, какая форма выгоднее тому, кто предоставляет средства и почему, а также тому, кто получает средства и почему. Обратите внимание на фонды, которые создаются в федеральном бюджете для оказания помощи субъектам РФ. Посмотрите, как изменяется методика определения дотаций и цели, на которые выделяются субвенции и субсидии субъектам РФ и муниципалитетам.
Основы бюджетного процесса закреплены в Бюджетом кодексе РФ. Однако сам бюджетный процесс не является статичным. Его содержание все время изменяется, хотя количество стадий остается неизменным.
Бюджетный процесс в РФ состоит из четырех стадий:
1. составление проекта бюджета
2. принятие закона о бюджете на соответствующий год;
3. исполнение бюджета;
4. подготовка отчета об исполнении бюджета
Организация составление проекта бюджета, исполнения бюджета и контроль за исполнением бюджета, подготовка отчета возлагается на исполнительные органы (на уровне РФ – правительство РФ, на уровне субъектов РФ – правительство субъектов РФ). Закон о бюджете принимают законодательные органы власти. Непосредственно все работу по составлению проекта федерального бюджета, исполнению бюджета, подготовку отчета об исполнении бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Полномочия Минфина РФ, как участника бюджетного процесса, закреплены в бюджетном кодексе.
В процессе бюджетного планирования Министерство финансов РФ с 1998г. начало составлять два финансовых плана:
-перспективный финансовый план сроком на три года;
-проект федерального бюджета на очередной год.
В 2007г. Минфин РФ впервые составил трех летний федеральный бюджет на 2008-2010 гг., а в 2008г. он составил долгосрочный прогноз доходов и расходов бюджета до 2023 года.
На второй стадии бюджетного процесса федеральный бюджет обсуждается, а потом утверждается Государственной Думой и Советом федерации, после чего передается на подпись президенту. Изучая эту стадию, очень важно понять, почему Государственная Дума читает проект закона о федеральном бюджете три раза и что утверждается во время каждого чтения.
Исполнение бюджета делится на две части: исполнение по доходам и исполнение по расходам. Каждую часть исполняют определенные органы. Вам следует разобраться, какой орган за какой счет отвечает и понять причины такого разграничения функций.
На четвертой стадии составляется отчет об исполнении бюджета.
В начале работы над темой следует уяснить, что относится к территориальным финансам (см. первую схему КОПР). После этого изучите, для чего нужны территориальные финансы в целом и каждое из их звеньев в отдельности. Обратите внимание, что основная доля расходов на финансирование начального образования, социальной помощи, решение других социальных проблем территорий покрывается за счет территориальных финансов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.