Один из наиболее сложных в сфере социального управления вопросов связан с толкованием понятий о характере государственного интереса. Давая интерпретацию различным типам государственного устройства, все авторы, по - существу, вращаются вокруг одного и того же вопроса: является ли государство гарантом реального или, в существенной мере, мнимого благополучия человека, общества. Иначе: государство это действенный инструмент улучшения духовной и материальной составляющих благополучия всего своего населения или это самодостаточная, абсолютная ценность, сохранение которой, даже при материальном улучшении жизни только меньшинства, должно быть во главе заботы подавляющего большинства населения. Исходя из этих понятий, Вам следует размышлять о категориях «Объективный характер государственного интереса», «Естественный и искусственный характер государственного интереса».
Действительно, о фактически сложившемся типе государственного устройства нужно судить не по записям в Конституции, а по показателям жизнедеятельности народа, по уровню и качеству его жизни, по реальному отношению к лозунгу: «Государство - это мы» (или «это - они?»).
Прозвучали слова: качество, уровень жизни населения. Вам нужно хорошо представлять, о чем здесь идет речь. Напомню: качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения. С другой стороны, эти потребности индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей, и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:
1) степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;
2) удовлетворенность качеством жизни самих людей.
Качество жизни объединяет многие из аспектов уровня жизни, включает их в себя в качественной определенности. Характеризуя качество жизни, нельзя ограничиться оценкой питания по его питательной ценности. Нельзя обойти такие качества питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые качества. А характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.
Напомню также, что говоря об уровне жизни, имеется в виду уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления.
В документах ООН отмечается, что уровень жизни определяется как уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
В соответствие с систематикой потребностей людей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни: здоровье, питание, одежда, жилище, образование, условия культурного развития, здравоохранение, условия труда, социально-бытовая обстановка, в том числе забастовки и трудовые конфликты, преступления, занятость и т.д., а также окружающая среда. Потребление населения определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень жизни чаще всего рассматривается в экономической системе ресурсы - потребление.
Для определения уровня жизни фактическое потребление населения необходимо сравнивать с социальными нормативами потребления, определяя, таким образом, степень удовлетворения потребностей.
Теперь, продолжим рассуждения о государстве. Мнения всех исследователей социальных процессов условно можно поделить надвое. Первые (к ним можно отнести многих видных социологов, философов, политиков, например, М. Монтеня, Н. Макиавелли, В.И. Ленина) считают, что интересы общества, государства выше интересов отдельного индивида, ведь, в конце концов, развитие и воспитание человека, его знания формируются и обеспечиваются, обществом. Отсюда исходят идеи необходимой преданности, полезности и подчиненности личности обществу. Государственный интерес в подобном обществе рассматривается как высшая ценность граждан. Эта идея придает обществу стабильность, повышает его мобилизационный потенциал, определяет четкую вертикаль власти. Из неё же выводится формула необходимости на определенном историческом этапе подавления меньшинства ради сохранения блага значительного большинства. Пример практической реализации этой идеи - нынешний Китай.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.