а) соответствие оплаты затратам и результатам труда,
б) сочетание экономических и моральных стимулов,
в) сочетание индивидуально - коллективных интересов работников,
г) экономико-правовая ответственность работодателя за социальные последствия принимаемых решений.
Социологическая составляющая экономических методов управления опирается на центральное понятие: справедливая оплата, справедливый доход по труду. Между тем само содержание понятия «справедливость» носит весьма размытый характер. Например, заработная плата учитывает отработанное время и, в лучшем случае, установленный показатель результата, но она почти не отражает различия внутренних установок работников, мотивов, творческого устремления, мыслительной деятельности. В тоже время современный работодатель заинтересован максимально эксплуатировать именно этот творческий потенциал наемного труда. Но это одна сторона социальной проблемы. Другая - связана с индивидуальным, субъективно - ценностным представлением об уровне материального вознаграждения, которое сочетается с другими внутренними установками человека, его мировоззрением, жизненными потребностями. Поэтому, для достижения социального эффекта управленческой деятельности, правильно вести речь не о сугубо материальном стимулировании, а о системе стимулирования труда, включающей, в реальном масштабе времени, все целесообразные средства индивидуально - коллективного взаимодействия, которые должны вырабатываться на основе объективной оценки ожиданий людей, ресурсов и возможностей целенаправленного удовлетворения ожиданий. Организационно - распорядительные методы управления относят к регламентирующим. Они отвечают на вопрос, по каким правилам обязаны действовать люди, и включают в себя документы - регламенты, документы нормативно - правового, директивного и инструктирующего характера, документы, устанавливающие рамки полномочий и ответственности. Главным с социологической точки зрения при применении этих методов является то, в какой степени они влияют на положение человека, его социальный статус, социальную роль, его жизнедеятельность. Основное назначение этой группы методов - обеспечение такого порядка работы, который позволяет эффективно решать функциональные задачи человека, коллектива, общества.
Рассматривая значение социально - психологических методов управления, не следует забывать, что во-первых, каждый человек является природным носителем определенного социального мировоззрения и предрасположен (часто незаметно для себя) к позитивным, общественно полезным действиям. Раскрытие этого «вектора», внутренне присущего личности на деле, является свидетельством человеко-ориентированного управления, показателем профессионализма руководителя. Во-вторых, руководителю (и не только ему) всегда полезно изыскивать не методы психологического воздействия или опираться на «признанные» стереотипы управления, но пытаться понять прежде себя, например, честно ответить на вопросы: достаточно ли он внимателен и терпим к другим людям, воспринимает ли свои собственные недостатки, умеет ли не судить и не осуждать недостатки других, почему ставит личный интерес выше интереса ближнего своего, всегда ли согласовывается его поведение на работе и в быту с морально - нравственными принципами, критериями и идеалами. Реальные ответы на эти вопросы и эффективные результаты деятельности корреспондируют между собой непосредственно.
Не забывайте, что иерархия - это не просто соотношение статусов и потенциалов взаимодействующих сторон, но социальная среда, в которой и в соответствии с которой осуществляется управление, называется пространством человеческой культуры.
С аналогичных представлений следует подходить к последующим группам вопросов. Первая связана с социологическим подходом к изучению процессов управления. Вторая - с различными аспектами манипулирования информацией. Третья - с содержанием и реализацией системы государственного управления, интересами государства в социальной сфере. Коротко остановимся на них.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.