1. Разборка ГТН
Перед ремонтом газотурбонагнетатель (ГТН) осматривают снаружи для выявления возможных следов подтекання воды, масла, воздуха, газов, перегрева корпусов, очищают от грязи, отставшей краски, демонтируют контрольно-измерительные приборы, осушают водяные и масляные полости. При разборке внимательно осматривают и фиксируют места клеймения сопрягаемых двигателей; если взаимное положение деталей не зафиксировано штатными метками, их следует наносить в процессе разборки.
Примерная последовательность разборки ГТН следующая:
— демонтируют всасывающий воздушный фильтр или всасывающий трубопровод;
— вскрывают крышку подшипниковой камеры со стороны компрессора;
— измеряют осевой разбег ротора, зазор в опорном подшипнике и осевое смещение ротора (зазор между колесом компрессора и вставкой);
— демонтируют упорно-опорный подшипник и уплотнение;
— отдают крышку подшипниковой камеры со стороны турбины;
— измеряют зазор в опорном подшипнике и осевое смещение
ротора на стороне турбины;
— демонтируют опорный подшипник и уплотнение со стороны турбины;
— демонтируют улитку и диффузор компрессора;
— снимают ротор;
— демонтируют сопловой аппарат.
После разборки производят очистку узлов и деталей ГТН от масла, накипи и нагара.
2. Предремонтная дефектация.
При осмотрах и текущем ремонте двигателя производится частичная разборка агрегатов (без снятия с двигателя) для замера зазоров в подшипниках скольжения, осмотра состояния крылаток и роторов нагнетателей, очистки воздушных и газовых полостей и ряда других работ. Полная разборка агрегатов наддува обычно осуществляется при среднем ремонте двигателя. Характерная особенность центробежных нагнетателей с механическим или турбинным приводом - отсутствие разъема по оси ротора, поэтому ротор после частичной разборки корпуса вынимают в осевом направлении в сторону турбины или компрессора. Ниже приведены характерные ремонтные работы, проводящиеся при среднем и капитальном ремонтах для трех типов агрегатов наддува.
Небольшие отдельные риски и царапины на шейках вала глубиной до 0,1 мм допускается зачищать до полного выведения их надфилем и шкуркой на масле до шероховатости поверхности не ниже Ra= 0,16 мкм.
При капитальном ремонте дефектации подвергают вал ротора турбины и компрессора (измеряют в центрах точного токарного станка или специального поверочного стенда биение шеек и рабочих колес). Биение шеек, а также упорных заплечиков на вале, сопрягаемых с упорными торцами подшипников скольжения, допускается не более 0,02 - 0,03 мм. Такой жесткий допуск на радиальный износ назначают в целях обеспечения динамической уравновешенности ротора. Если биения превышают указанные значения, шейки и упорные заплечики шлифуют на кругло-шлифовальном станке в центрах с последующей доводкой их до Ra = 0,160 мкм. Разрешается это делать в том случае, если после шлифования шеек масляный зазор в подшипнике не превышает допускаемый.
Прогиб вала ротора измеряют с помощью индикатора. Ротор устанавливают на своих опорах или в центрах станка. Измерения производят в нескольких сечениях по длине ротора, не имеющих насаженных деталей и отстоящих друг от друга на 300—400 мм.
Для определения плоскости максимального прогиба окружностьваладелят на 6 - 8 частей (рис. 1), индикатор ставят на плоскость в разъеме фланца или станину станка и устанавливают стрелку в нулевое положение, совместив индикатор с отметкой 1 по окружности. Затем, медленно вращая ротор, фиксируют показания индикатора в точках 2, 3 и т. д. по окружности. Если измерения проходили правильно, то придя к точке 1, стрелка индикатора будет на нуле. Величина биения в данном сечении равна максимальной алгебраической разнице показаний индикатора в диаметрально противоположных точках вала. Допустимое биение не должно превысить 0,02 мм. Прогиб оси вала равен половине максимального биения вала.
Рис.1
Для наглядности прогибы в одной плоскости по всем сечениям наносят в определенном масштабе и получают график прогиба вала. Если за один оборот вала индикатор показал два максимума и два минимума и если эти показания примерно одинаковы, то в данном сечении имеется эллиптичность.
Погнутость вала ротора с закаленными подшипниковыми шейками является браковочным фактором. Допускается термическая правка (с подогревом вала) только концевого участка у валов с незакаленными шейками.
Торцовое биение рабочих колес турбины и компрессора и радиальное биение лабиринтных канавок на колесах в пределах до 0,05 мм не устраняют.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.