Основными достоинствами люминесцентного метода являются его простота, возможность дефектации деталей, изготовленных из любых материалов, и возможность обнаружения различно ориентированных относительно оси детали дефектов. Однако с помощью этого метода можно обнаруживать только поверхностные дефекты. Необходимость затемненного помещения для осмотра детали также является недостатком этого метода.
Весьма часто при дефектации деталей магнитный порошковый и люминесцентный методы объединяют. Чувствительность магнитолюминесцентного метода больше чувствительности магнитного и люминесцентного методов. Этим методом удается обнаруживать поверхностные дефекты с раскрытием у поверхности до 10 -4 мм и глубиной до 10 -2.
После проверки магнитным дефектоскопом вал необходимо размагнитить.
Ротор в сборе проверяют на динамическую уравновешенность на балансировочной машине.
Опорные шейки вала ротора осматривают и обмеряют для определения их износа. При осмотре выявляют наличие коррозионного разрушения и механических повреждений шеек, рисок, забоин и т. п. Износ опорных шеек устанавливают измерением диаметров в трех сечениях по длине в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. По данным обмеров подсчитывают максимальные значения бочкообразности, конусности и эллиптичности. Допустимые эллиптичность и конусность шеек вала ротора должны быть не более 0,025 мм.
Выявленный дефект: дефект шеек вала ротора – круговые риски, задиры глубиной более 0,1 мм и биение больше допустимого.
3. Возможные виды разрушений ротора ГТН.
Валы турбины подвержены коррозии, наних возможны вмятины, забоины, царапины, происходит отложение нагара. На шлицах, сопрягающихся с ротором компрессора, появляются следы приработки. На поверхности рабочих лопаток образуется нагар; происходят перегрев, обгорание и утонение лопаток в верхней части входной кромки; появляются трещины; на пере лопаток и кромках возможны забоины.
На дисках турбин образуется нагар; появляются мелкие забоины, царапины, трещины, вмятины на торцевых поверхностях; происходит перегрев. В результате касания диска о лабиринтовое кольцо соплового аппарата появляются забоины, и происходит выработка буртов диска.
4. Технологический процесс ремонта
Наиболее характерными операциями, выполняемыми при ремонте роторов турбин, являются правка валов, восстановление правильной цилиндрической формы шеек подшипников и угольных уплотнений, замена рубашек уплотнений.
Правка валов производится в холодном состоянии механическим способом, если стрелка прогиба вала не превышает 0,2 мм.
Восстановление правильной цилиндрической формы шеек вала производится обтачиванием на токарном станке. Диаметр вала в месте обработки разрешается уменьшать не более чем на 5% его чертежного размера. Чистота обработанных шеек вала должна быть не менее Ñ7 - Ñ8, конусность - не более 0,02 мм на 100 мм шейки вала или на ее рабочей длине, овальность и бочкообразность - не более 0,02 мм.
При установке ротора на станке в качестве основной технологической базы следует выбирать неизношенные поверхности шеек вала, в качестве вспомогательных - торцевые и наружные поверхности ободов дисков турбин, а также использовать торцевые центровые отверстия.
Вал обтачивают до полного удаления дефектов или до очередного ремонтного размера, или восстанавливают его чертежный размер осталиванием.
Заключительной операцией ремонта ротора является его динамическая балансировка, в процессе которой производится снятие металла с нерабочих поверхностей обода диска турбины.
4.1. Осталивание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.