Разборка газотурбонагнетателя. Предремонтная дефектация, страница 2

На участках вала ротора, сопрягаемых с бронзовыми уплотнительными втулками, допускаются отдельные круговые риски и царапины глубиной до 0,2 мм с зачисткой их надфилем и шкуркой на масле без выведения. Разные задиры и натирынедопускаются; их следует выводить полностью.

На поясах вала, сопрягаемых с подшипниками качения, до­пускаются продольные риски глубиной до 0,2мм и шириной до 1 мм с зачисткой их без выведения.

Лабиринтные уплотнения гребешкового типа на вале ротора и рабочем колесе, выполненные из зачеканенной в канавках стальной полосы, проверяют осмотром. Смятые гребешки пра­вят, а неподдающиеся правке и ослабшие в месте зачеканки за­меняют новыми.

Вал ротора и диск рабочего колеса турбины проверяют дефек­тоскопом на отсутствие трещин, которые являются браковочным фактором.

Для вала ротора применяются методы дефектации такие как: люминесцентный, магнитный, технические измерение (индикатор, см. выше), проведение динамический балансировки.

Магнитные порошковые методы дефектоскопии являются неразрушающими и основаны на из­менении распределения магнитных силовых линий в намагниченной детали при наличии в ней полости - дефекта с иными, чем у основной детали, ферромагнитными свойствами. Силовые линии огибают полость, при этом на ее краях образуются полюса маг­нита. Если дефектный район детали посыпать ферромагнитным порошком (сухой метод) или полить суспензией, то частицы, сле­дуя за магнитными силовыми линиями, покажут очертания полости дефекта.

 Наилучшая видимость достигается в том случае, когда полость расположена перпендикулярно магнитным силовым, линиям. Если же полость в виде трещины ориентирована вдоль маг­нитных силовых линий, то она не обнаруживается. Поэтому при намагничивании необходимо учитывать вероятную ориентацию тре­щин. При ожидаемом направлении трещин вдоль оси детали це­лесообразно применять циркулярное намагничивание (рис. 2, а), пропуская электрический ток непосредственно через деталь. Для выявления трещин, расположенных в плоскостях, перпендикуляр­ных оси вала, желательно получить магнитное поле, силовые ли­нии которого направлены вдоль оси. Это достигается намагничи­ванием в соленоиде (рис. 2, б) или с помощью электромагнита (рис. 2, в). Если одновременно применить два метода намагничивания, например циркулярный и с помощью электромагнита, то образуется спиралевидное магнитное поле (рис. 2, д). Такой метод называется комбинированным.

Рис. 2

Чувствительность магнитных методов дефектоскопии зависит от рода применяемого тока; большая чувствительность обеспечи­вается при постоянном токе.

Магнитные методы дефектоскопии наглядны и просты, однако они не позволяют обнаруживать глубоко залегающие дефекты.

Люминесцентный метод дефектоскопии является капиллярным методом, основанном на свойстве некоторых орга­нических и неорганических веществ - люминофоров - светиться при облучении их рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами.

Предназначенную для дефектоскопии деталь обезжиривают, покрывают люминофором, через 5 - 10 мин промывают под струёй теплой воды и сушат теплым воздухом. Для лучшей проявляемости дефекта подготовленную деталь покрывают с помощью пульверизатора слоем адсорбента (силикагель SiO2, жженая магнезия MgO и т. д.). Порошок, адсорбируя люминофор, способствует вытягива­нию его на поверхность.

В промышленных условиях облучение обычно производится ультрафиолетовыми лучами, генерируемыми ртутными лампами. Детали осматривают в затемненном помещении. Лампа снабжена экраном, не прозрачным для видимого света и прозрачным для ультрафиолетовых лучей   (рис. 3).

Рис. 3

С помощью люминесцентной дефектоскопии удается обнаружи­вать дефекты с раскрытием у поверхности до 0,002 - 0,003 мм.