РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт социально-педагогических проблем сельской школы
Комплексная программа РАО
«Системная модернизация образования
как фактор социального развития села»
Лукина А.К.
Региональная модель профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант
Монография
Исследовательские задачи:
Обосновать и описать региональную модель
профильного обучения
сельских школьников.
Плановый объем 8 п.л.
(Фактически – 10 п.л.)
Москва 2004
Введение. 4
Глава 1. Необходимость и условия введения профильного обучения. 6
Глава 2. Региональные модели организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в селе. 16
2.1. Организация работы на уровне субъекта Федерации (края) 16
2.2. Модели построения муниципального образовательного пространства. 20
2.3. Учреждение дополнительного образования в системе профильной подготовки. 36
2.3.1.Учреждения дополнительного образования в системе реализации индивидуальных образовательных программ.. 36
2.3.2.Школа космонавтики. 40
2.3.3.Модель сетевой организации деятельности учреждения дополнительного образования в условиях отдаленного северного района. 44
2.3.4.Использование летнего отдыха как пространства развития и ресурса для организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. 48
Глава 3. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение выбора и реализации индивидуальных образовательных программ ученика в условиях профильного обучения в сельской школе. 53
3.1. Социально-психологический анализ ситуации перехода подростка к профильному обучению. 53
3.2. Система психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся при выборе профиля. 62
3.3. Проблемы индивидуализации образования в условиях перехода к профильному обучению.. 75
3.4. Учебный процесс в профильной школе. Курсы по выбору. 84
Заключение. 92
Литература. 94
Посвящение
Вспоминаю 1998 год.
Зарплату учителям не платят уже больше года, в школе вывесили список товаров, которые можно получить взамен денег - щебень, штакетник, электрические чайники и гробы. Учитель физики, стыдливо пряча глаза от пробегающих мимо учеников, возле магазина продает картошку.
Идет семинар Университета «Эврика» под руководством А.И. Адамского. И вот в момент какого-то спора встает одна из участниц семинара – директор сельской школы, и говорит: «Если уж нам за нашу работу не платят – давайте работать в своё удовольствие!».
И в этом – суть сельского учителя, а точнее - учительницы. Домашнее хозяйство, тяжелый быт, от которого никто не ограждает сельского учителя, и при этом – надо всегда выглядеть «на все сто», быть во всем примером, готовиться к урокам, проверять тетради и ещё много чего…
Вот этим сельским учителям, которые своим трудом создают коллективную личность народа (С.И.Гессен), которые выращивают наше будущее, терпят все проделки не только малышей, но и терпеливо сносят все новации и модернизации, и продолжают возделывать эту бесконечную ниву, хочется сказать большое спасибо.
На вас Россия держится!
И сотворили школу так, как велел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл,
Поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.
Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности.
Он любит работать руками – его стали обучать теориям и идеям….
И тогда дети научились …лгать и притворяться….
Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений.
Они становятся практичны, самоуверенны и упорны
без помощи школы и даже вопреки ей.
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол.
А.Ферьер
Российским обществом все больше осознается тот факт, что образование становится не только важнейшим условием жизненной успешности человека, но и определяющим условием, фактором развития и выживания самого общества. Главная задача российской образовательной политики на данном этапе определена таким образом: обеспечить современной качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Закон РФ «Об образовании» (ст.14) провозглашает, что целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности.
Построение системы образования в любую эпоху является отражением существующей в данной эпохе картины мира. Так, восприятие мира как Универсума в Древней Греции требовало и обусловливало построения универсальных систем знания и образования; Мир как Тайна в средневековье требовал разгадки, поэтому преобладало схоластическое образование; детерминистское, машиноподобное восприятие мира в Новом времени повлекло за забой развитие точных наук, примат Знания в системах образования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.