Подводный переход нефтепровода Омск-Иркутск через р.Оку, страница 21

z/a = 1,7/1,871 = 0,9          σzmax/ φxmax = 0,8496,(     );

σzmax = φxmax x 0,8496 = 171,6 x 0,8496 = 146 кПа;

Расчетное давление от подвижного транспорта:

qп = nп x σzmax,  (      );

nп-коэффициент надежности по нагрузке от подвижного транспорта,1,1, [  ];

qп = 1,1 x 146 = 160,6 кПа;

Расчетное поперечное сжимающее усилие в наиболее напряженном сечении футляра, отнесенное к единице длины футляра:

N = -rф x  (qгр+ qп),  (     );

N = -0,51 x (30,672 + 160,6) = 97,55 кН/м;

Расчетный изгибающий момент в наиболее напряженном сечении футляра,отнесенная к единице его длины:

M =c x r2ф x (qгр+ qп-qгр.б),  (     );

c-коэффициент,учитывающий всестороннее сжатие,0,25, [    ];

M = 0,25 x 0,512 x (30,672 + 160,6 - 18,96) = 11,2 Кн;

Толщина стенки футляра:

δф = - N/R2 + Ö(N/2 x R2)2+6 x m/ R2 ,  (     );

δф = (- 97,55/2 x 343,33) + Ö(97,55 x 10-3/2 x 343,33)2 + 6 x 11,2 x 10-3/343,33 =

= 0,011978 м.

Принимаем толщину стенки δф = 12 мм.

Расчет напряженного состояния трубопровода при изоляционно-укладочных работах

Изоляция и укладка трубопровода в проектное положение на дно траншеи может осуществляться совмещенным или раздельным способами. И в том и в другом случае в качестве расчетной схемы принимают упругую изогнутую ось трубопровода.

Исходными данными к расчету являются:

gтр - вес единицы длины трубопровода,2116 H/м;

Gиз  - вес изоляционной машины,58 кH, [    ];

Gоч  – вес очистной машины,69,3 кH, [    ];

hиз- высота подъема изоляционной машины, 2м;

hоч - высота подъема очистной машины,1м;

I - осевой момент инерции поперечного сечения трубы, 0,153913 x 10-2м4;

W - момент сопротивления сечения трубы,8,67 x 10-3м3;

hт - глубина траншеи,1,7м;

B - ширина траншеи по дну,1,5м;

φгр - угол внутреннего трения грунта, 22˚

В расчетах сделано следуещее допущение: изоляционная машина с первым краном-трубоукладчиком то есть lиз = 0, а высота подъема трубопровода первым трубоукладчиком h1 равна высоте подъема изоляционной машины hиз.

Расстояние l1 от точки касания трубопроводом земли до первого трубоукладчика определяется из условия равенства максимального изгибающего момента в пролете и изгибающего момента в точке подъема трубопровода первым трубоукладчиком.

 


l1 = 2,46 x 4ÖE x I x hиз/gтр, (     );

 


l1 = 2,46 x 4Ö2,1 x 1011 x 0,153913 x 10-2  x 2/2116 = 57,133 м;

Аналогично расстояние l4:

 


l4 = 2,46 x 4Ö E x I x hоч/gтр,   (     );

 


l4 = 2,46 x 4Ö2,1 x 1011 x 0,153913 x 10-2 x1 /2116 = 48 м;

Наиболее протяженным,а следовательно, и наиболее напряженным  является пролет l1, поэтому достаточно проверить трубопровод на прочность в пределах этого пролета. Максимальный изгибающий момент в пролете MХ и момент в точке подъема трубопровода краном-трубоукладчиком M1 равны между собой по абсолютной величине:

MХ = |M1| = 0,518 x ÖE x I x hиз x gтр ,  (    );

 


MХ = 0,518 x Ö2,1 x 1011 x 0,153613 x 10-2 x 2 x 2116 = 0,6 МН x м;

M1 = - 0,6 МН x м;

Условие прочности имеет вид:

|M| < R2 x W,  (    );

|M| = 0,6 МН x м < 270 x 8,67 x 10-3 = 2,34 МН x м;

Как видно, моменты MХ и M1 условию прочности удовлетворяют.

Для расчета расстояний l2 и l3 необходимо определить значение комплексов:

комплекс 1: 0,164 x hоч/hиз = 0,164 x 1/2 = 0,082,  (    );

комплекс 11: 0,164 x (hоч + hт)/hиз = 0,164 x (1 + 1,7)/2 = 0,2214,  (     );

По этим значениям комплексов определяют значения α = 1,5 и β = 1,85.

Расстояние l2:

l2 = 2,46 x (β - α) x 4ÖE x I x hиз/gтр,   (     );

l2 = 2,46 x (1,85 - 1,5) x 23,22 = 20 м;

Расстояние l3:

 


l3 = 2,46 x (α - 1) x 4ÖE x I x hиз/gтр,  (     );

l3 = 2,46 x (1,5 - 1) x 23,22 = 29 м;

Усилия на крюках трубоукладчиков: