1.7 Аварийно – восстановительных ремонт подводных переходов
1.7.1 Виды аварий и повреждений подводного перехода
Аварией на подводном переходе считается событие, связанное с возникновением неконтролируемой утечки транспортируемого продукта в результате неправильных действии персонала, разрушения или повреждения.
В зависимости от расположения дефекта на трубопроводе аварии бывают:
- по основному металлу труб;
- в сварных соединениях (продольный и поперечный швы);
- на запорной арматуре;
- на устройствах трубопровода.
По последствиям различают аварии категорий I и II.
Авария, характеризующаяся нарушением герметичности трубопровода с потерей перекачиваемого продукта более 100 т или простоем трубопровода более 24 ч, классифицируется как авария категории I.
Авария, характеризующаяся нарушением герметичности трубопровода с потерей перекачиваемого продукта менее 100 т или простоем трубопровода от 8 до 24 ч, классифицируется как авария категории II.
Нарушение герметичности трубопровода с потерей перекачиваемого продукта до 1 т и простоем в работе трубопровода до 8 ч классифицируется как повреждение.
Виды аварий, повреждений и причины, сопутствующие этим ситуациям, представлены в таблице 1.17.
Таблица 1.17 - Виды аварий и повреждений
Виды аварий и повреждений |
Характер проявления аварии, повреждения |
Возможные причины |
Свищи (одиночные) |
Сквозные локальные повреждения стенок трубопровода, заводских продольных швов на малой площади |
Коррозионный износ трубопровода; накопление коррозионных повреждений в металле трубы; повышенное содержание солеи в водоеме, выполняющих роль электролитов; действие физических лиц (засверловки) с целью хищения нефтепродукта |
Свищи (групповые) |
Сквозные поражения стенок трубопровода и продольных швов площадью до 5 мм2 |
Дефекты сварочных работ; коррозионные дефекты |
Трещины |
Трещины в стенке или сварных швах трубопровода, на переходнике и т.д. |
Концентрация напряжений, обусловливаемых дефектами сварных швов, отклонениями геометрического сечения труб выше нормы и т.п.; механические повреждения; неудовлетворительные условия опирания на естественные выступы дна или искусственные конструкции |
Разрывы |
Разрывы по целому металлу, кольцевому монтажному шву, околошовной зоне заводского продольного (спирального) шва и т. д., сопровождающиеся деформацией разорванных кромок |
Неблагоприятный режим эксплуатации (резкое повышение давления); низкое качество сварных швов (поры, неметаллические включения, непровары, подрезы сварных швов); расслоение металла; макро- и микротрещины, возникающие от задиров, вмятин, царапин и т. п. |
Изломы |
Всплытие, разрушение трубы, деформация |
Попадание в полость подводного трубопровода воздуха; деформация береговой линии, вызванная изменениями прочностных свойств грунтов в период строительства, землетрясениями, наводнениями, оползнями |
Пробоины |
Нарушение герметичности трубы |
Воздействие волокуш, якорей; действие сторонних организаций, чьи трубопроводы находятся в одном техническом коридоре; действие физических лиц |
Повреждения |
Различные по происхождению гофры, вмятины, каверны, царапины, забоины, непровары, поры, неоднородность металла, отклонения выше нормы геометрического сечения труб, размыв ложа трубопровода |
Дефекты стенки магистральных трубопроводов, возникающие на стадии строительства и изготовления; деформация руслового процесса |
|
Вибрация трубопровода на провисшем участке, возникновение усталостных явлений в материале трубы из-за знакопеременных нагрузок Местная эрозия Нарушение устойчивости земляных масс в береговой зоне |
Воздействие гидродинамической силы Взаимодействие трубопровода с окружающей средой Деформация береговой зоны, вызываемая изменениями прочностных свойств грунтов в период строительства |
Способы обнаружения аварий на подводных переходах подразделяются на:
- визуальные (по выходу перекачиваемого продукта на поверхность водоема); обнаруживаются при контрольном обходе специальными патрульными группами, работниками других служб трубопровода или посторонними лицами;
- с помощью специальных автоматизированных систем;
- косвенные (по изменению технологических параметров перекачки - падению давления, снижению производительности и т. п.)
Аварийно-восстановительные работы (АВР) включают следующие этапы работ: поиск точного места аварии и определение ее характера; сбор, выезд и доставку персонала и технических средств АВР к месту аварии; выполнение работ по локализации и сбору разлившейся нефти и АВР на ПП МН; ликвидацию последствий аварии.
Порядок организации работ по ликвидации аварии и ее последствий приведен в таблице 1.18.
Таблица 1.18 - Организация работ по ликвидации аварии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.