Аварийно-восстановительный ремонт подводных переходов, страница 3

            r1,r2 - плотность соответствен­но воды и нефти, кг/м3.

Точное место повреждения трубопровода и его характер опре­деляются визуальным осмотром водолазом после прибытия водо­лазной станции и вспомогательных технических средств.

Работы по ликвидации аварии и ее последствий на ПП МН производятся в соответствии с Планом ликвидации возможных аварий, в котором определен порядок организации производства аварийно-восстановительных работ, направленный на своевремен­ное устранение повреждения ПП МН и находящийся у главного инженера, сменного диспетчера РДП.

1.7.4 Работы по восстановлению аварийного участка

Работы по восстановлению (ремонту) аварийного участка неф­тепровода включают:

-  доставку ремонтных средств и персонала к месту аварии;

-  подготовку площадки и размещение технических средств в рай­оне аварии;

-  обеспечение безопасности соседних коммуникаций и хозяйствен­ных объектов;

-  обнаружение точного места дефекта;

-  ремонт дефектного участка трубопровода.

Доставка ремонтных средств и персонала в район перехода осу­ществляется в основном наземным транспортом. В зависимо­сти от конкретных условий могут быть использованы воздушный и железнодорожный транспорт, а на судоходных реках - плавсредства.

Подготовка площадки для размещения технических средств в береговой зоне выполняется в зависимости от технологии ликвидации данной аварии, привлекаемых для этого технических средств, природно-климатических и погодных условий, а также в соответ­ствии с требованиями нормативных документов.

Размещение технических средств, для обеспечения подводно-технических работ при большом размере пересекаемой преграды производится на плавсредствах или специальных плавучих пло­щадках.

Обнаружение точного места расположения дефекта при малых утечках осуществляется с помощью акустико-эмиссионного течеискателя или визуально при водолазном обследовании. На напор­ных нефтепроводах - с помощью зондов.

После обнаружения дефекта приступают к его ремонту.

Аварийный ремонт может производиться:

-  прокладкой новой нитки подводного перехода;

-  с заменой дефектного участка трубопровода;

-  без замены дефектного участка (путем герметизации).

Ремонт прокладкой новой нитки выполняется:

-  в новом створе;

-  взамен существующей нитки;

-  с использованием конструкции «тру­ба в трубе».

Ремонт с заменой дефектного участка трубопровода выпол­няется:

-  с подъемом участка нефтепровода над поверхностью воды (льда);

-  с применением кессонов (полукессонов).

Ремонт без замены дефектного участка производится гермети­зацией дефектного участка. Течи или небольшие трещины герме­тизируют установлением заглушек (пробок), аварийных хомутов или заплат, а также герметизацией с применением клеевых компо­зиций. Конструкция заглушки для герметизации свищей представ­лена на рисунке 1.13. Причем герметизацию необходимо осущест­влять после уравновешивания давления внутри трубопровода с наружным гидростатическим давлением.


Рисунок 1.13 - Конструкция заглушки для герметизации свищей в трубопроводе.

1 – болт с конической головкой; 2 - стенка трубы; 3 - держатель; 4 - гайка;

5 - шайба; 6 - уплотняющая втулка.

Конкретный вид ремонта дефектного участка выбирается в зависимости от вида и места расположения дефекта, ширины пере­секаемой водной преграды, наличия резервной нитки и т. д.

Рассмотрим ремонт без замены дефектного участка трубопро­вода.

Данный вид ремонта включает:

-  земляные работы;

-  освобождение аварийного участка трубопровода от нефти и промывку его водой;

-  очистку дефектного участка от футеровки и изоляции;

-  герметизацию места повреждения или замену дефектного участка;

-  изоляцию трубопровода.

В зависимости от принятой схемы ремонта в земляные рабо­ты входят:

-  планировка или устройство площадок для размещения ремонтной техники и обустройство подъездных путей;

-  вскрытие ремонтного трубопровода в русловых и береговых участках;