Внешняя среда в стратегическом планировании (СП) рассматривается как совокупность двух самостоятельных подсистем:
- макроокружение фирмы;
- непосредственное окружение.
К макроокружению относится:
1) экономические факторы(объем валового продукта, безработица, инфляция);
2) правовое регулирование;
3) технологический фактор;
4) политический;
5) социальный фактор (доминирующие обычаи в обществе, разделяемые ценности, демографическая структура общества, национальный фактор).
Изучение этих факторов позволяет выявить угрозы, ожидаемые организацию, и возможности которые могут появиться у организации.
Непосредственное окружение включает в себя:
1) потребителей (географическое положение, социально-психологические хар-ки, отношения к продавцам);
2) поставщики (степень специализированности, концентрированность поставщика на определенных клиентах, стоимость поставляемых ресурсов, временный график поставки);
3) конкуренты;
4) рынок рабочей силы.
Важнейшими элементами внутренней среды являются:
1) персонал организации, изучение которого включает анализ след. процессов:
- взаимодействие менеджеров и рабочих;
- найм, обучение и продвижение кадров;
- методы стимулирования труда и др.
2) организационная компонента, включает в себя:
- организационные структуры;
- коммуникационные процессы;
- нормы и правила;
- иерархия подчинения;
3) производственная компонента, объединяющая процессы:
- снабжение;
- технологическое обслуживание;
- изготовление продукта;
- научные исследования и разработки;
4) маркетинговый фактор, включает:
- продвижение товара на рынке;
- стратегия ценообразования;
- рекламная деятельность;
- выбор систем распределения товара, а также рынков сбыта;
5) финансовая компонента, включает процессы связанные с использованием и движением денежных средств;
6) организационная культура, которая отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации.
SWOT – анализ
S – сильный; W – слабость; O – возможность; T – угроза.
Чтобы справиться с угрозами и использовать возможности нужно знать свои сильные и слабые стороны, то есть анализ внешней среды должен быть направлен на выявление возможностей и угроз, которые могут возникнуть по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.
Возможности 1. 2. и т.д. |
Угрозы 1. 2. и т.д. |
|
Сильные стороны 1. 2. и т.д. |
СИВ |
СИУ |
Слабые стороны 1. 2. и т.д. |
СЛВ |
СЛУ |
На каждом из полей необходимо рассматривать парные комбинации и выделить те из них, которые должны быть учтены при выработки стратегии. Для пар с поля «СИВ» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для пар с поля “СЛВ” стратегия должна быть построена таким образом чтобы засчет появившихся возможностей ослабить или нейтрализовать имеющиеся слабости. Если пара с поля «СИУ» стратегия должна быть построена так, чтобы использовать сильные стороны организации для предотвращения угроз. Для оценки возможностей используется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей:
Влияние возможностей на организацию |
||||
Сильное |
Умеренное |
Малое |
||
Вероятность использования возможностей |
Высокая |
ВС + |
ВУ + |
ВМ ? |
Средняя |
СС + |
СУ ? |
СМ - |
|
Низкая |
НС ? |
НУ - |
НМ - |
В отношении полей НС, СУ, ВМ организация принимает положительное решение при достаточных ресурсах. Возможности попадающие на поля ВС, ВУ, СС имеют наибольшее значение их надо обязательно использовать. СМ, НУ, НМ – эти возможности практически не заслуживают внимания.
Аналогично составляется матрица угроз:
Влияние угроз на организацию |
|||||
Разрушающее |
Критическое |
Тяжелое |
Легкое |
||
Вероятность реализации угроз |
Высокая |
ВР + |
ВК + |
ВТ \/ |
ВЛ |
Средняя |
СР + |
СК \/ |
СТ |
СЛ |
|
Низкая |
НР \/ |
НК |
НТ |
НЛ |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.