Памятка по борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов, страница 5

46.  Величина потерь нефтепродуктов от «больших дыханий» барж и танкеров прибли­зительно равна потерям при заполнении типо­вых резервуаров. Можно считать, что при на­ливе бензина в судно в атмосферу   теряется в среднем около 0,5 кг бензина в кубометре па­ровоздушной смеси, выходящей из судна.

47.  Величину потерь бензина от испарения при наливе одной большегрузной цистерны можно принять в среднем 15-—20 кг.

48.  Через неплотности, пропускающие   в секунду одну каплю, теряется в сутки до 3,5 кг бензина (см. рис. 11).

49.  Потери бензина через неплотности свар­ных швов очень трудно обнаружить и тем бо­лее замерить. Выступив, бензин немедленно испаряется. Лишь с течением времени в том месте стенки резервуара, где происходит «по­тение», можно заметить пятно или подтеки, края которых   окружены  грязновато-черной каймой пыли и краски, растворенных бензи­ном. Сквозь один метр потеющего сварного шва теряется до шестидесяти литров бензина в месяц.

Рис. 11. Потеря одной капли в секунду в течение суток составит 3,5 кг товарного бензина.

50. К потерям следует отнести остатки неф­тепродуктов в железнодорожных цистернах после их выгрузки. Остаток нефтепродукта в 1 см в большегрузной цистерне составляет 10…12 кг. После выгрузки остаток частично испаряется или удаляется при зачистке на промывочно-пропарочных пунктах.

VI ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ, И НАДЗОР ЗА НИМ

А. Резервуары

51.  Так как основным местом потерь   нефти и нефтепродуктов на нефтебазе являются   ре­зервуары, то со стороны обслуживающего пер­сонала главное внимание должно быть уделе­но состоянию резервуаров, в первую    очередь герметизации их.

52.  Все бензиновые, нефтяные, керосиновые резервуары должны окрашиваться в    светлые тона. Окраска в темные цвета: серый, красный и т. д. не допускается.

53.   Главное внимание должно обращаться на герметизацию резервуаров, так   как   нали­чие даже небольших   открытых   отверстий в крыше увеличивает потери в несколько раз. Имеющиеся щели или открытые отверстия на крыше резервуара должны по   размерам   по­терь рассматриваться   так же, как   открытый кран в резервуаре с продуктом (см. рис. 12).

54.  При эксплуатации резервуара обслужи­вающий персонал должен ежедневно   следить за герметичностью резервуаров,    В герметич­ном резервуаре в газовом пространстве    весь день бывает давление, а ночью и вечером   ва­куум. Отсутствие давления или вакуума нор­мально бывает только очень непродолжитель­ное время, обычно рано утром    и  перед   вече­ром. Отсутствие   избыточного    давления   или вакуума служит указанием на негерметичность резервуара.

Герметичность резервуара можно проверить жидкостным манометром, который соединяется с газовым пространством резервуара при по­мощи резиновой трубки и крышки, устанав­ливаемой на замерный люк (см. рис. 13).

Рис. 12. Оставить открытым отверстие на крыше

резервуара    с  бензином  все  равно,    что открыть

кран.

Рис.   13. Герметичность    резервуара    можно проверить жидкостным манометром.

I   —  в   герметичном     резервуаре  обычно    весь  день    наблюдается   избыточное давление; 2 — ночью или вечером  в  герметичном резервуаре наблюдается вакуум;    3 — отсутствие избыточного давления или вакуума слу­жит указанием на  плохую герметичность резервуара.

55.  Эксплуатация резервуаров должна осу­ществляться в соответствии с  «Правилами технической эксплуатации  резервуаров». Осо­бое внимание должно быть обращено на гер­метичность   установленного оборудования и арматуры резервуара. Неисправно содержа­щиеся дыхательные      и предохранительные клапаны, световые и замерные люки, пенокамеры являются источником  крупных потерь.

56.  Дыхательный  клапан  — ответственный элемент оборудования резервуара. Он  устанавливается для того, чтобы    предохранить герметически закрытый    резервуар от   разру­шения в случае   повышения или понижения давления сверх допустимого (см. рис.  14).