Памятка по борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов

Страницы работы

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Борьба с потерями сырья и готовой про­мышленной продукции в процессе производ­ства, хранения и потребления является важ­ной государственной задачей. В нефтяной промышленности это приобретает особо важ­ное значение, так как потери нефти и нефте­продуктов сокращают ресурсы топлива в на­родном хозяйстве.

2. Потери нефти и нефтепродуктов зави­сят от многих причин и в том числе от физи­ко-химических свойств, климатических усло­вий, герметичности емкостей для хранения и транспортирования.

3.   Успешная  борьба   с   потерями  возможна лишь в том случае, если будут известны свой­ства нефти и нефтепродуктов и будут    выяв­лены причины и источники потерь.

II.   НЕКОТОРЫЕ   ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА   НЕФТИ   И   НЕФТЕПРОДУКТОВ

4,   Нефть — химическое соединение углеро­да   (С)   с  водородом   (Н).   Основные элемен­ты нефти:

углерод   (С)                              — 83…87%

водород   (Н)                              —11…14%

кислород (О), сера

(S), азот  (N)                               5…6%

5.  В нефть входят самые различные по со­ставу и структуре углеводороды, отличающие­ся друг от друга содержанием углерода и во­дорода в молекуле, а также строением моле­кул.

6.   Углеводороды,  содержащиеся в нефти и нефтепродуктах, в нормальном  состоянии, то есть при 0°С и давлении 760 мм рт.   столба, могут находиться  в  газообразном, жидком и твердом  состоянии.  Основная масса    углево­дородов нефти  представляет жидкость, в ко­торой находится   некоторое  количество     рас­творенных      газообразных .      углеводородов (1-т-4%)   и   взвешенных твердых углеводоро­дов (2^-10%).

7.   Жидкие нефтепродукты обладают    раз­личной способностью   к   испарению:      легкие сорта испаряются быстрее, чем тяжелые. Ис­парение нефтепродуктов   происходит не толь­ко при хранении их  в   резервуарах   и   нефте-таре, но также при приемке, отпуске, заправ­ке, при различных перекачках, т. е. в тех слу­чаях, когда жидкость контактируется с воздух хом.

8.   Основными  показателями    нефтепродук­тов,   характеризующими их способность к ис­парению, являются   фракционный состав       и давление  насыщенных   паров   (упругость   па­ров).

9.   Фракционный   состав  характеризует  со­держание  составных частей    нефтепродуктов в объемных процентах, выкипающих в опре­деленных  температурных интервалах.     Нормируются  температуры:   начала,  конца  кипе­ния и выкипания      определенных    количеств промежуточных      фракций.  Например,      для авиационных   бензинов — 10,   50, 90 и 97,5% объема, для автомобильных — 10, 50 и  90% объема.

                   Рис. 1. Определение фракционного состава бензина.

Определение фракционного состава бензинов производится по действующему стандарту на специальных приборах (см. рис. 1).

10. Низкая температура начала кипения характеризует присутствие в нефтепродукте легкоиспаряющихся фракций, которых в бен­зинах  содержится   до   10—20%.   Чем  больше в нефтепродукте фракций, выкипающих    при температуре ниже   100°С, тем больше    будут потери при транспорте и хранении.    Особен­но  быстро  теряются при хранении  фракции, выкипающие при температуре до 75°С.

11.  О способности жидкости к    испарению судят по давлению насыщенного пара, кото­рое возникает в закрытом сосуде при    испа­рении. Чем выше давление насыщенных паров нефтепродуктов,    тем    активнее   при    прочих равных условиях он испаряется. Поэтому дав­ление насыщенных паров является важным по­казателем поведения нефтепродуктов при сливо-наливных операциях и при хранении их в ре­зервуарах.

12.   Давление насыщенных паров    принято измерять  на   приборе,   называемом    «бомбой Рейда»   (см.  рис.  2).  Измеряется   упругость гари температуре 38°С в миллиметрах ртутно­го столба.

13.  Упругость      паров       распространенных нефтепродуктов колеблется в следующих пре­делах:

— бензина автомобильного до 700 мм рт. ст.

— бензина авиационного не выше 360 —«—

— тракторного керосина   4060       —«—

— осветительного керосина    20 -— 30 —«—

— дизельного топлива 6…10 мм рт. ст.

14.  Испарение жидкости происходит только со свободной поверхности. Чем выше темпера­тура поверхностного слоя жидкости, тем быст­рее протекает испарение.

При достижении температуры кипения   про­цесс испарения    переходит    с поверхности во всю

Рис. 2. Бомба для  определения упругости  паров бензина.

массу жидкости — пары бурно выделя­ются из всей массы жидкости, количество вы­деленных паров при этом сразу увеличивается в несколько раз.

15. При испарении нефтепродуктов в закры­тое пространство, содержащее воздух, пары смешиваются с ним. Испарение будет продол­жаться до тех пор, пока пространство не будет «насыщено» парами    нефтепродуктов.    После достижения указанного предела испарение прекращается. Содержание паров нефтепро­дуктов в паровоздушном пространстве резер­вуара может быть различным и зависит от упругости паров и окружающих условий.

Похожие материалы

Информация о работе