В гидрозащите типа ГД, как и в старой конструкции, на валу насоса установлен упорный подшипник, который воспринимает осевое усилие, действующее на вал насоса, и оставлен свинцово-графитный сальник.
При исполнении гидрозащиты типа Г осевая опора вала насоса может быть перенесена в корпус разделительной камеры и установлена на валу в виде двухсторонней пяты. В этом исполнении гидрозащиты на валу предусмотрено дополнительно еще одно торцовое уплотнение. В результате отпадает необходимость создания избыточного давления в системе “электродвигатель – компенсатор”, а полости “а” и “в” заполняются одним жидким маслом. Несмотря на это, полости “а” и “в” разделительной камеры отделены друг от друга гибкой диафрагмой и механическим торцовым уплотнением.
В гидрозащите типа Г роль свинцово-графитного сальника насоса передана торцовому уплотнению, установленному внутри верхнего корпуса разделительной камеры. Небольшое сальниковое уплотнение на валу насоса здесь предназначено и для защиты подшипника насоса от механических примесей, содержащихся в жидкости, и для предотвращения возможного разрежения в полости над уплотнением от действия потока жидкости, всасываемого насосом. Валы двигателя, разделительной камеры и насоса во всех вариантах соединяются между собой шлицевыми муфтами, как и в агрегатах, находящихся в настоящее время в эксплуатации.
Принцип действия гидрозащиты типов ГД и Г следующий. После включения погружного агрегата из-за нагрева двигателя, находящегося в нем, масло будет также нагреваться и увеличиваться в объеме, что повлечет за собой увеличение объема гибкого элемента компенсатора. Вращающаяся на валу турбинка создаст в камере “а” небольшое избыточное давление, которое через гибкую диафрагму передается в камеру “в”. Густая смазка из камеры “в” поступит к подшипнику и к свинцово-графитному уплотнению. Расход ее через сальник происходит быстрее, чем жидкого масла из двигателя через торцовое уплотнение, в результате чего гибкая диафрагма, постепенно расширяясь в диаметре, будет перемешаться к стенкам корпуса. Заполнение увеличивающегося объема внутренней полости “а” разделительной камеры жидким маслом из двигателя происходит вследствие давления столба жидкости в скважине на гибкий элемент компенсатора. После того как из полости “а” израсходуется вся смазка, через обратный клапан начнет поступать скважинная жидкость. Если скважинной жидкостью окажется пластовая вода (менее подходящая для смазки подшипника), то она, будучи тяжелее смазки, начнет скапливаться внизу под смазкой, позволяя последней, а также жидкому маслу, расходуемому через торцовое уплотнение, обеспечивать смазывание этого подшипника.
Пластовая вода с нефтью поступает через клапан в полость “в”, которая является своеобразным отстойником, где нефть отделяется от пластовой воды. Нефть всплывает вверх и поступает к подшипнику, а вода осаждается внизу. Поступлению скважинной жидкости через клапан в верхнюю часть полости “в”, после того как эластичная диафрагма прижмется к внутренней стенке корпуса разделительной камеры, способствует трубка, соединяющая нижнюю часть полости с верхней.
По мере расхода жидкого масла через торцовое уплотнение из полости “а” объем ее уменьшается, при этом гибкая диафрагма начинает сокращаться в диаметре, а полость “в” заполняться скважинной жидкостью через клапан.
В режиме периодических пусков и остановок погружного агрегата, когда во время работы масло нагревается и увеличивается в объеме, а при остановках охлаждается и уменьшается, будет работать в основном компенсатор, объем которого соответственно увеличивается или уменьшается при помощи эластичного деформирующегося элемента. Клапан при этом в работе не участвует, а откроется лишь тогда, когда из камеры “в” уйдет вся густая смазка и давление в ней станет меньше давления окружающей (скважинной) среды.
В приводе с гидрозащитой типа Г остается тот же принцип действия, что и в предыдущем устройстве. Разница заключается лишь в том, что полость “в” заполняется не густой смазкой, а жидким маслом. Поэтому отпадает необходимость в напорной турбинке, а, свинцово-графитное сальниковое уплотнение заменено торцовым уплотнением, расположенным на валу разделительной камеры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.