Особенности эксплуатации ЭЦН в скважинах со сложными геолого-физическими условиями, страница 6

1. Рабочие колеса изготовляются не из металла, а из полиамидной смолы П-68;

2. В корпусе насоса (примерно через 16-25 ступеней) устанавливаются проме­жуточные резинометаллические подшипники;

3. Торцовая опора рабочего колеса – не чугунная, а запрессованное в чу­гунный направляющий аппарат кольцо из стали 40X, закаленное до твердости 50 – 55 HRC;

4. Вместо текстолитовых опорных шайб между рабочим колесом и на­правляю­щим аппаратом применяются шайбы из маслостойкой резины;

5. В верхней части насоса применяется резино-металлическая пята;

6. Трущиеся поверхности вала в сальнике, втулки рабочего колеса в на­правляю­щем аппарате и другие места лучше защищены от прямого попадания туда песка;

Диаметральные размеры износостойких насосов и их ступеней, а также пара­метры насосов (за исключением долговечности) примерно такие же, что и у обычных.

Вследствие того, что в износостойком насосе устанавливаются промежу­точные подшипники, за счет которых уменьшается число ступеней, напор из­носостойких насосов несколько меньший, чем обычных.

2.2.2 Погружные электродвигатели

Приводом погружных центробежных насосов служат специальные верти­каль­ные асинхронные маслозаполненные погружные электродвигатели трех­фазного перемен­ного тока (ПЭД).

Наружные диаметры корпусов электродвигателей такие же, как и насо­сов; они де­лятся на три группы – 5, 5А и 6, соответственно равны 103, 117 и 123 мм.

Конструктивно электродвигатели выполнены следующим образом. Ста­тор двига­теля, собранный в стальной трубе, состоит из чередующихся между собой активных пакетов (секций) статорного железа и немагнитных пакетов. Длина ак­тивного пакета определяется из условий прогиба вала и берется при­мерно 320 – 450 мм. Длина немаг­нитного пакета определяется шириной проме­жуточного подшипника. Число активных пакетов статора зависит от мощности двигателя. Число немагнитных пакетов статора определяется числом промежу­точных под­шипников ротора. Статор имеет одну об­мотку независимо от числа его активных и немагнитных пакетов. Изоляция обмотки выполнена из масло­стойких и тепло­стойких материалов. Ротор двигателя состоит также из не­скольких секций (паке­тов). Длина одной секции соответствует длине актив­ного пакета статора. На валу двигателя между роторными секциями смонтированы подшипники скольжения, которые при сборке ротора со статором располага­ются в не­магнитных пакетах. Роторные секции имеют самостоятельные об­мотки в виде беличьей клетки, вы­полненной из медных или алюминиевых стержней и колец.

Вал двигателя имеет продольное отверстие диаметром 6 – 8 мм для цир­куля­ции масла, которым заполнен двигатель. Для этой же цели в спинке железа ста­тора имеются пазы. Масло циркулирует через пазы в железе статора, фильтр в нижней части двигателя, где оно очищается, и через отверстие в валу.

В верхней части двигателя имеется отстойник для улавливания механиче­ских частиц и пластовой жидкости, которая может проникнуть в двигатель со стороны протектора.

Двигатель заполняется специальным маловязким маслом или сухим чис­тым трансформа­торным маслом с высокой диэлектрической прочностью. Ма­ловязкое масло рекомендуется для уменьшения механических потерь от трения, быстро вращающегося в нем ротора. Кроме того, для уменьшения потерь от трения ро­тора в масле секции ротора имеют гладкую шли­фованную поверх­ность.

Выводные концы обмотки статора подключаются к кабелю посредством спе­циальной герметичной штепсельной муфты.

2.2.3 Гидрозащита

Гидрозащита погружного электронасоса предназначена для защиты по­груж­ного электродвигателя от проникновения в его полость пластовой жидко­сти. Это очень ответственный узел погружного агрегата. Надежность агрегата и межре­монтный пе­риод его работы в скважине во многом зависят от конструк­тивного решения, каче­ства изготовления и правильности его эксплуатации.