При эксплуатации скважин погружными центробежными электронасосами устье легко герметизируется, что позволяет собирать и отводить попутный газ. Наземное электрооборудование ввиду его малых габаритов, небольшой массы и наличия защитных кожухов в зависимости от климатических условий может быть установлено либо непосредственно на открытом воздухе, либо в небольшой не отапливаемой будке, но так, чтобы ни снежные заносы, ни паводки не препятствовали нормальной бесперебойной эксплуатации скважины.
Характерной особенностью погружных центробежных электронасосов является простота обслуживания, экономичность, небольшая по сравнению с другими видами оборудования металлоемкость, относительно большой межремонтный период их работы.
Большие межремонтные периоды позволяют эксплуатировать скважины без вышек, с использованием передвижных мачт для периодических подъемов электронасосов.
Погружные центробежные насосы для добычи нефти в зависимости от условий эксплуатации имеют два исполнения: обычные, предназначенные для эксплуатации нефтяных и обводненных скважин с незначительным содержанием механических примесей (до 0,01% по массе), и износостойкие – для эксплуатации сильно обводненных скважин со значительным содержанием механических примесей (до 1% по массе) в отбираемой жидкости.
По диаметрам и поперечным габаритным размерам насосы делятся на три условные группы: 5, 5А и 6. Группа 5 имеет насосы с наружным диаметром корпуса 92 мм, группа 5А – 103 мм и группа 6 – 114 мм. Частота вращения вала изготовляемых погружных центробежных насосов колеблется в пределах 2800-2900 об/мин.
Из общего числа работающих на промыслах электронасосов примерно 95% составляют насосы обычного исполнения (ЭЦН).
Погружной многоступенчатый центробежный насос представляет собой набор большого числа рабочих колес и направляющих аппаратов, предварительно собранных на валу и заключенных в стальной корпус, выполненный из трубной заготовки.
Направляющие аппараты закреплены для предотвращения поворота в корпусе насоса специальной гайкой (ниппелем), а рабочие колеса посажены на вал на шпонке, предотвращающей поворот их относительно вала, и свободно перемещаются вдоль него.
В собранном насосе втулка рабочего колеса вращается в отверстии направляющего аппарата, как в подшипнике, а колесо опирается нижним диском о специальный бурт направляющего аппарата, выполняющий роль подпятника. Для уменьшения силы трения между диском рабочего колеса и буртом направляющего аппарата, обусловленной действующим на колесо осевым усилием, которое при нормальном режиме работы насоса направлено сверху вниз, в расточку нижнего диска колеса запрессована шайба из антифрикционного материала.
В насосах обычного исполнения опорная шайба изготовляется из текстолита. По мере ее износа рабочее колесо перемещается вдоль вала, оставаясь, как правило, всегда прижатым вниз. Число рабочих колес и направляющих аппаратов (ступеней) в серийно выпускаемых насосах колеблется от 84 до 332. Длина корпуса насоса не превышает обычно 5,5 м. когда разместить в одном корпусе нужное число ступеней невозможно, их заключают в два, а иногда в три корпуса, которые являются в этом случае отдельными секциями одного насоса.
Рабочие колеса многоступенчатых погружных насосов изготовляются из специального никелевого чугуна. Направляющие аппараты (осевого типа) изготовляются также из никелевого чугуна.
Верхний конец вала насоса вращается в подшипнике скольжения и заканчивается специальной пятой. Нижний конец вала смонтирован в подшипниковом узле, состоящем из одного и двух радиально-упорных подшипников. Подшипники смазываются специальной густой смазкой, поступающей из камеры протектора гидрозащиты двигателя. Чтобы масло не уходило из камеры подшипников, вал насоса уплотняется сальником, состоящим из свинцово-графитовых колец.
Погружные центробежные насосы в износостойком исполнении (ЭЦНИ), применяемые главным образом на промыслах Азербайджана, отличаются от обычных в основном следующим:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.