В погружных центробежных электронасосах, выпускавшихся до 1973 г., в качестве гидрозащиты применялся специальный протектор (рис. 9). Он собран в стальном цилиндрическом корпусе, диаметр которого соответствует диаметру насоса. В собранном агрегате протектор располагается между насосом и электродвигателем. Через него проходит промежуточный вал, соединяющий вал насоса с валом двигателя посредством шлицевых муфт. Вал протектора по краям заключен в подшипники скольжения.
Протектор состоит из камер густого масла (вверху) и жидкого масла-отстойника с гидрозатвором (внизу). В верхней части протектора имеется поршень с пружиной для создания избыточного давления масла в протекторе и двигателе в пределах 0,01 – 0,2 МПа. В корпусе под поршнем имеется отверстие для сообщения подпоршневой части протектора с окружающей средой и передачи поршню гидростатического давления окружающей жидкости. По мере расхода густого масла через сальник насоса поршень, перемещаясь под действием пружины вверх, подает масло в камеру упорного подшипника насоса и поддерживает в системе избыточное давление.
Опыт эксплуатации погружных центробежных электронасосов показал, что гидрозащита с помощью описанного выше протектора не обеспечивает возросших требований по надежности и межремонтному периоду.
Поэтому ОКБ по бесштанговым насосам разработало новую конструкцию гидрозащиты. Новая конструкция гидрозащиты вносит некоторые изменения в конструкцию насоса и электродвигателя. Поэтому, учитывая, что на промыслах страны находится более десяти тысяч погружных агрегатов, она имеет два последовательных исполнения – ГД и Г, позволяющих использовать все ранее изготовленные насосы и двигатели, а в дальнейшем перейти на новые конструкции насосов и двигателей.
Оба исполнения новой гидрозащиты идентичны и имеют много одинаковых деталей, что облегчает переход от одного исполнения к другому.
Гидрозащита ГД предусматривает в насосе узел радиально-упорных подшипников для восприятия осевых усилий в насосе и свинцово-графитовый сальник. В этой гидрозащите также используется густое и жидкое масло, однако, здесь они разделены между собой эластичной диафрагмой. Окружающее давление передается двигателю через диафрагму, расположенную в компенсаторе, что исключает проникновение пластовой жидкости в полость электродвигателя.
Гидрозащита типа Г предусматривает применение одного лишь жидкого масла, замену радиально-упорных шарикоподшипников в насосе пятой скольжения, которая располагается в верхней части насоса. Кроме того, может быть применена дополнительная осевая опора насоса, расположенная в протекторе гидрозащиты.
Погружной агрегат с гидрозащитой состоит из центробежного насоса, электродвигателя, компенсатора масла и разделительной камеры, расположенной между насосом и двигателем. В корпусе разделительной камеры размещена гибкая диафрагма, которая совместно с торцовым уплотнением, смонтированным на валу, разделяет ее на две полости “а” и “в”. Полость “а” сообщается с полостью электродвигателя, а полость “в” отделена от нее гибкой диафрагмой и торцовым уплотнением. В полости “в” имеется клапан, через который поступает пластовая жидкость после того, как вся смазка или масло, находящиеся в этих полостях, будут полностью израсходованы. Вдоль корпуса в полости “в” установлена трубка, являющаяся соединительным каналом между верхней и нижней частями этой полости, когда диафрагма прилегает к стенкам корпуса.
При исполнении гидрозащиты типа ГД и заполнении полости “в” густой смазкой на валу разделительной камеры устанавливается турбинка, с помощью которой создается избыточное давление в полостях “а” и “в”. Это необходимо для преодоления сопротивления на пути прохождения густой смазки.
В нижней части погружного агрегата под электродвигателем имеется компенсатор с гибким эластичным элементом, служащий для передачи давления окружающей среды маслу в электродвигателе. При расходе масла из электродвигателя через торцовое уплотнение объем компенсатора уменьшается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.