Системы КПТ классифицируются по способу создания перепада давления, по виду подвижного состава, по конструкции ходовой части, по числу труб.
Перепад давления, необходимый для обеспечения движения контейнеров (около 104 Па), создается либо турбовоздуходувками, центробежными нагнетателями, компрессорами (напорная система), либо вакуум-насосами (вакуумная система), либо комбинировано (напорно-вакуумная система). Для перевозки грузов на расстояния свыше 5 км более перспективными являются напорные системы КПТ. Число воздуходувных станций зависит от производительности системы, рельефа местности, характеристики воздуходувных агрегатов. При равнинно-холмистом рельефе с уклонами не более 3 градусов и применении воздуходувных агрегатов, обеспечивающих избыточное давление до 105 Па, расстояние между станциями составляет от 5 до 15 км.
По виду подвижного состава различают отдельно перемещаемые контейнеры и контейнерные поезда (составы). Составы контейнеров перемещаются с помощью пневмовозов - аппаратов, перемещаемых в трубе за счет перепада давления воздуха на их уплотнениях (манжетных, щеточных, комбинированных). Одновременно пневмовозы очищают трубопровод от возможных скоплений воды и грязи. Кроме того, установленный на них постоянный магнит служит для взаимодействия с датчиками прохождения состава, расположенными на транспортном трубопроводе.
Отдельно перемещаемые контейнеры снабжены собственными уплотнениями. В настоящее время разработаны конструкции контейнеров для транспорта сыпучих, жидких и крупных штучных грузов.
По конструкции ходовой части различают контейнеры на радиально расположенных массивных колесах, свободно перемещающиеся по внутренней поверхности трубы; с несущими колесными каретками, катящимися по одной или нескольким направляющим (рельсам); на воздушной подушке; с магнитным взвешиванием подвижного состава.
По числу труб различают однотрубные, двухтрубные и многотрубные системы КПТ. В простейших однотрубных системах (рис. 4.1, а, б) между расположенными по концам погрузочными 1 и рагрузочными 2 станциями курсирует один контейнер или состав.
Его движение обеспечивает либо одна воздуходувная станция 3 (рис. 4.1, а), работающая в одном направлении в напорном, а в другом - в вакуумном режиме, либо две головные станции 3 и 4 (рис. 4.1, б), работающие поочередно.
Для увеличения производительности однотрубных систем устраивают разъезды 5 посредине (рис. 4.1, в). В этом случае в транспортном трубопроводе одновременно могут перемещаться два состава: пустой и порожний.
Однотрубные системы КПТ с путевыми разъездами насыщены оборудованием, сложны в управлении и характеризуются повышенной опасностью.
При грузопотоках более 1 млн.т/год целесообразно применять двухтрубные и многотрубные системы КПТ. В двухтрубных системах по одному трубопроводу движутся с заданным интервалом один за другим груженые контейнеры или составы, а по другому - в противоположном направлении - порожние или с другим грузом. Двухтрубные системы выполняют с тупиковым расположением погрузочных и разгрузочных станций или с размещением этих станций на замкнутом в кольцо трубопроводе .
Системы КПТ называют одноадресными, когда одна погрузочная станция связана с одной разгрузочной станцией (рис. 4.1, 4.2) и многоадресными, когда в системе число погрузочных и разгрузочных станций неодинаково (рис. 4.3).
В многотрубных системах большая часть труб используется для доставки грузов, а меньшая - для возврата порожних контейнеров или составов. Надежность многотрубных систем КПТ выше.
Системы КПТ выполняют стационарными и передвижными (сборно-разборными). Последние применяют на крупных стройках для подачи различных строительных материалов (песка, щебня, известняка, цемента) и по мере необходимости перемещают с одного места на другое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.