В классической физике связи между событиями стремились находить в лабораторных экспериментах, устраняя влияние окружающей среды. В экономике устранить влияние окружающей среды принципиально невозможно. Американский методолог Е. Зингер ввел в рассмотрение системный вид связи - “производитель - продукт” или “продуцент-продукт” [5,7], когда событие А, необходимо, но не достаточно для наступления события В. Например, желудь является производителем для дуба, поскольку посадка желудя необходима, но не достаточна для того, чтобы вырос дуб, если желудь будет посажен в Антарктиде. Для того, чтобы дуб вырос, достаточно, чтобы была соответствующая окружающая среда - “сопроизводитель”. В экономической области окружающая среда чрезвычайно важна и ее влияние принципиально не устранимо, таким образом понятие причинно-следственной связи не адекватно предметной области, поскольку по сути своей экономические связи описываются именно системными связями “производитель - продукт”, но без должного понимания данного факта. Все зависимости, формулируемые с помощью системной связи (в частности, все экономические связи между явлениями) справедливы только при заданной окружающей среде, а, следовательно, уникальны. На этом основан первый принцип - “принцип уникальности” в известном “креативном” или творческом методе решения проблем - МЫШЛЕНИИ ПРОРЫВА [8], но об этом позднее. Экономическим зависимостям по своей сущности не может быть придан характер универсального закона, подобно законам физики. Зависимости в экономике системны и поэтому справедливы лишь для конкретной окружающей среды (надсистемы).
2.3. Корреляционная связь в экономике, в частности в ФМ рассматривается как статистическая зависимость, не имеющая строго функционального характера, когда изменение значения одного из показателей приводит к изменению математического ожидания другой. Можно сказать, что явления, связанные корреляционными связями, являются “кандидатами” на причинно-следственную связь, просто не удалось учесть все факторы внешней среды. Степень корреляционной зависимости часто измеряется коэффициентом корреляции, принимающим значения от -1 до +1. Если значение коэффициента отлично от нуля показатели связаны положительной или отрицательной корреляционной связью в зависимости от знака коэффициента, при нулевом значении коэффициента, корреляционная связь отсутствует. В случае связи желудя и дуба язык не поворачивается назвать такую связь корреляционной, тем более поскольку ничем не задано, где проводить эксперименты по выращиванию дубов - в Антарктиде, Африке, пустыне Сахара или где-нибудь под Москвой. Наблюдая за попытками развести дубовые рощи в Антарктиде или в пустыне Сахара, мы придем к выводу, что желудь и дуб корреляционной связью не связаны, коэффициент корреляции будет равен нулю, с другой стороны в Африке или под Москвой может дать положительное значение коэффициента и привести к выводу о корреляционной связи желудя и дуба. Ответ на вопрос где именно проводить наблюдения (в Антарктиде или под Москвой) статистическая наука дать не может, поскольку не содержит средств (методов и критериев) установления представительности (репрезентативности выборки) причины, вызвавшей наблюдаемое явление (генеральную совокупность). Примеры еще раз убеждают, что связи между событиями в экономике могут адекватно быть описаны только понятием системной связи “производитель - продукт”. С другой стороны корреляционная связь есть некая химера, не отражающая сути явлений, постичь которые стремится исследователь. Исследователь должен априори знать об интересующей его связи (в нашем примере он должен заранее знать из биологии, что дубы не растут в Антарктиде и почему), специально подобрать данные в соответствии со своими знаниями и только тогда корреляционная связь будет согласована с тем, о чем он и так уже знает. Степень или силу этой связи корреляционная связь также не дает, поскольку не располагая критериями однородности выборки дает в результате нечто вроде “средней температуры по больнице”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.