Снижение аварийности забойных скребковых конвейеров, страница 4

       Н.                                     (5.6)

При перемещении волочением цепи и груза по жёлобу рештачного става прямолинейного в плане горизонтального конвейера возникают так называемые основные силы сопротивления перемещению» обуслов­ленные силой трения между трущимися телами (цепь, груз и жёлоб). Принято называть основными те силы сопротивления перемещению, ко­торые обусловлены силой трения.

Отношения

, Н/Н                                       (5.7)

представляет удельную основную силу сопротивления перемещению цепи со скребками по жёлобу рештачного става конвейера. Это отноше­ние следует понимать, как силу сопротивления перемещению цепи со 1 скребками по рештакам, приходящуюся на единицу веса перемещаемой цепи. Значение   определяется по формуле (5.7) по данным экспе­риментальных замеров натяжений цепи в точках 1 и 2 при работе конвейера. Натяжение цепи в характерных точках при проведении экспериментальных исследований измеряется тензометрическим мето­дом.

Рекомендуется принимать при расчётах = 0,35 - 0,40 (н/н) - для скребковой цепи при прямолинейном ставе конвейера, и =0,50 - 0,55 (н/н) - для скребковой цепи при волнистом профиле става конвейера [4].

Экспериментальными исследованиями установлено, что для тран­спортных машин основные силы сопротивления перемещению пропорцио­нальны перемещаемому весу. При этом, располагая значением удель­ной основной силы сопротивления перемещению цепи  (н/н) и весом GЦ (н) порожняковой ветви цепи представляется возможным определить её основную силу сопротивления перемещению WОП, как произведение этих величин

 Н                                           (5.8)

Проверяя размерность WОП получаем

Значение удельной основной силы сопротивления перемещению груза волочением по жёлобу рештачного става   конвейера за­висит от характеристики перемещаемой горной массы и определяется из формулы (8), при решении последней относительноWОГ, и использовании экспериментальных замеров натяжений цепи в точках 3 и 4 при работе загруженного конвейера.

                                 (5.9)

где  WОГ – основная сила сопротивления движению грузовой вет­ви (Н).

Рекомендуется принимать при расчётах: для угля = 0,35 - 0,55 (н/н) [4]; для горной массы (смесь угля и породы); = 0,6 - 0,8 (н/н) [2] ; для руды     = 0,7 - 1,4 |н/н) [4].

       Для удобства проведения расчётов часто в источниках инфор­мации удельные основные сопротивления перемещению ,  (н/н) используются как безразмерные величины, и при этом называются коэффициентами сопротивления перемещению цепи, груза по 10 рештакам.

Природой силы сопротивления перемещению цепи со скребками и груза волочением по жёлобу рештачного става конвейера является сила трения цепи и груза о жёлоб, равная произведению силы нормального давления между трущимися телами (цепь со скребками, груз и жёлоб) на коэффициент трения скольжения. При этом ц и г, где ƒц и ƒг - соответственно коэффициент трения скольжения цепи и груза по рештакам става конвейера [4].

Располагая значениями Wоп, Wог и соответствующими по­казателями конвейера определяем основные сопротивления перемеще­нию порожняковой Wоп и грузовой Wог ветвей соответственно до формулам:

 Н                                            (5.10)

 Н                                   (5.11)

В производственных условиях скребковые конвейеры работают под различными углами наклона. Если груз перемещается вверх, то витают угол наклона β конвейера положительным (рис 5.4, а), а при перемещении груза вниз отрицательным (рис 5.4, б).

При определении сил сопротивления перемещению ветвей цепи по Формулам, в последних принимают знак перед углом β "+", - если ветвь цепи перемещается вверх, и "-", - если ветвь цепи перемеща­ется вниз (рис 5.4, а, б).