Ремонт втулки и траверсы
следящих блоков. Втулка
и траверсы выполняются из поковок хромоникелевой стали 34ХНЗМ и имеют
длительный срок службы. Практически все дефекты этих деталей подлежат ремонту и
даже многократному восстановлению. При наличии усталостных трещин детали бракуются.
Основной дефект траверс и втулок – износ посадочных отверстий. Реже встречаются следующие дефекты: задиры рабочей части А втулки в месте контакта упорного подшипника (рис. 9); смятие упорных лысок траверсы экскаватора и износ шеек траверсы экскаватора.
Технология ремонта состоит в следующем. Изношенные отверстия и втулки растачивают (рис. 9) на ремонтные размеры соответственно до и . Изготовляют втулки ремонтных размеров (по наружному размеру), соблюдая посадки по чертежу. Втулки запрессовывают и контролируют внутренние их отверстия. При ремонте необходимо выдержать техническое требование: отклонение от перпендикулярности оси расточки отверстий относительно шеек не должно превышать 0,2 мм.
Задиры торца рабочей поверхности втулки в зоне А выводят проточкой глубиной до 3 мм с установкой упорной шайбы, увеличенной на размер проточки.
На рис. 10 приведен ремонтный чертеж траверсы следящих блоков экскаватора; восстановление электромеханическим способом шеек и отверстия установкой ремонтной втулки.
Ремонт зубчатых колес, шестерен. Зубчатые колеса, шестерни, работающие в тяжелом режиме нагрузок, – основные детали механизмов экскаваторов. Износ по толщине зуба до предельного состояния – редкое явление (исключение составляют зубчатые венцы опорно-поворотного механизма). Не менее 30 % зубчатых колес и шестерен имеют ресурс шесть лет и более. Зубчатая пара (m = 33, z = 12/69), например, механизма шагания экскаваторов не заменяется практически до списания машины.
Зубчатые колеса изготовляют чаще из стального литья 35ХМЛ и поковок сталей 34ХН3М и 34ХН1М.
Шестерни и вал-шестерни в
основном изготовляют из поковок сталей 34ХН1М и 34ХН3М и реже из сталей 20Х2Н4А
и 35ХН1М2Ф.
Все зубчатые колеса и шестерни подвергают объемной термической обработке – улучшению до твердости НВ 265–315. Проводят и дополнительную поверхностную закалку ТВЧ до твердости зубьев HRC 40–50, а при цементации до HRC 50–55. Дополнительная поверхностная термическая обработка деталей зубчатых передач экскаваторов не проводится, что и отражается на характеристике их дефектов. Так, трещины по зубу у данных экскаваторов не наблюдаются и реже встречается явление активного выкрашивания рабочей поверхности зуба.
Характерными дефектами зубьев вал-шестерен и колес являются пластический и абразивный (реже встречается) износ по толщине зуба; местное пластическое деформирование рабочей поверхности зуба (наплывы, поднутрения, задиры, волнистость); выкрашивание рабочей поверхности зуба (сплошное мелкое осповидное выкрашивание – сыпь, выкрашивание в виде пятнистости, полосчатости и отдельных местных кратеров); трещины, сколы.
Характерными дефектами остальных элементов зубчатых колес являются износ посадочного отверстия (в более редких случаях), шлицевого паза по ширине и шпоночного паза; трещины шлицев.
Основные дефекты вал-шестерен: износ посадочных шеек под подшипники качения (встречаются реже) и посадочной шейки под зубчатое колесо (в более редких случаях); износ шпоночного паза (в более редких случаях) и шлицев по толщине; трещины шлицев (в более редких случаях); местные задиры шеек.
В настоящее время отсутствуют надежные, качественные способы восстановления изношенных зубьев колес и вал-шестерен экскаваторов. Технологически сложно и порой экономически нецелесообразно производить, например, восстановление зубьев колес методом наплавки. Чаще производится замена зубчатых колес, вал-шестерен новыми. Рекомендуются следующие способы восстановления: замена зубчатого венца путем установки с натягом ремонтного бандажа или замены существующего; подрезка торца зубчатого колеса или шестерни (уменьшение длины зуба не более чем на 10 %) при наличии трещин и отдельных сколов в торцовых зонах; заварка трещин (не более чем на четырех зубьях) длиной до 80 мм на зубчатых колесах (m = 26 и выше), прошедших только объемную термическую обработку (твердость не выше НВ 305), ремонтное корригирование зубчатой пары.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.