Рамазанов Г.Ш., зав. кафедрой специальных юридических дисциплин Владимирского гос. ун-та
Ответственность за взяточничество в Советский период
Хотя понятийный аппарат коррупции не имеет единого общепринятого определения, – однако, при этом вряд ли подлежит оспариванию тот очевидный факт, что коррупция наряду с другими противоправными явлениями тесно взаимосвязана и взаимообусловлена с взяточничеством.
Уместно здесь указать, что само слово коррупция имеющее латинское происхождение означает подкуп. Следовательно, коррупция возможна там, где властные структуры подкупны, попросту говоря, увязли во взяточничестве. Чем больше подкупна власть, тем фактически мы чаще говорим о ее коррумпированности.
В этой связи нам представляется интересным проследить динамику развития законодательства о взяточничестве в России в так называемый Советский период.
Понятно, что взяточничество характерно не только для Советского периода. В большей или меньшей мере взяточничество и связанные с ним проблемы были известны в древнейшей истории.
Подтверждением этому мы находим в Библии: “Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых”.[1]
Не без основания историки полагают, что особый размах взяточничество в Руси был связан с рассветом Золотой Орды, когда русские князья с подарками приезжали к хану для получения ярлыка.
В России время от времени возвращались к проблемам взяточничества. В частности Судебник 1497 года запрещал получение посулов (взятки) должностными лицами. Эти вопросы рассматривались и в Судебнике 1550 года, Соборном уложении в гл. X “О суде” и т.д.
Из сказанного можно сделать вывод, что взяточничество не является порождением Советского периода, он его получил “по наследству”.
Известно, что взяточничество опасно не только самим предметом взятки, скажем, некий гражданин передает конкретному должностному лицу определенные ценности, чтобы последний совершил или не совершил какие-то действия, входящие в его служебные полномочия в интересах взяткодателя.
Опасность взяточничества главным образом заключается в том, что подобное деяние подрывает авторитет государственных органов. В подобных условиях проведение масштабной государственной политики в любой области жизни общества встречаются людьми с опаской, с недоверием. В подобных условиях самые благие желания отдельных деятелей государства обречены на неудачу.
С первых дней Советской власти взяточничество, волокита и другие должностные преступления считались опасными деяниями. Ответственность за них предусматривалась Инструкцией Наркомюста от 19 декабря 1917 года, а уже 16 июня 1918 года НКЮ издается специальное постановление, где вместо установления конкретных мер указывается на необходимость карать виновных, в том числе за взяточничество “по всей строгости революционных законов, руководствуюсь обстоятельствами дела и велениями революционной совести”.
Впервые взяточничество законодательно регламентировано в УК РСФСР 1922 года. Более обоснованно взяточничество было закреплено в УК РСФСР 1926 года, принятый II сессией ВЦИК XII созыва, вступившего в силу с 1 января 1927 года на основании Постановления ВЦИК от 22 ноября 1926 года.
Под получением взятки (ст.117 УК РСФСР ,1926 года) законодатель подразумевает “Получение должностным лицом лично или через посредника, в каком бы то ни было в виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения”.
Хотя и закон был принят в сложную историческую эпоху, законодатель не связывает данное деяние с классовой борьбой. Видимо этим объясняется минимальный срок лишения свободы – до двух лет без конфискации имущества за данное преступления.
Сравните УК 1960 года (ч.I, ст. 173 УК РСФСР) который за аналогичное представление предусматривается уголовная ответственность до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.