Преступность и коррупция в сфере авторских прав на видеопродукцию

Страницы работы

Содержание работы

Адъюнкт кафедры уголовного и

уголовно-исполнительного права

Нижегородской академии МВД РФ

Козлов А. В.

Преступность и коррупция в сфере авторских прав

на видеопродукцию

Нарушение авторских прав на видеопродукцию является одним из наиболее распространенных преступлений в сфере авторских и смежных прав в России. По данным Главного Управления по борьбе с экономической преступностью МВД России  видеорынок заполнен контрафактной продукцией. Доля контрафактной видеопродукции, по различным источникам, составляет порядка 70 % и колеблется от 50 % в Москве до 90 % на Дальнем Востоке (в большинстве стран Западной Европы данный показатель составляет 18 %, а в странах Восточной Европы – 33%)[1]. Массовое нарушение авторских прав на видеопродукцию негативно отражается на экономической и социально-политической ситуации в России. К основным неблагоприятным последствиям, наступающим в результате видеопиратства, можно отнести следующие последствия:

1.  Причиняется имущественный ущерб отечественным и зарубежным создателям и иным правообладателям на аудиовизуальные произведения. В России только учтенные потери правообладателей от видеопиратства в 1997 г. по самым скромным подсчетам составили 312 млн. долларов.

2.  В федеральный и местный бюджет не поступают налоги с доходов, полученных в результате нарушения авторских прав на аудиовизуальные произведения.

3.  Видеопиратство препятствует реализации конституционного принципа свободы литературного, художественного и научного творчества.

4.  Видеопиратство осложняет налаживание и поддержание политических и экономических отношений  России с иными государствами и международными организациями.

5.  Видеопиратство препятствует инвестициям в отечественную киноиндустрию. Зарубежные и отечественные инвесторы вследствие низкой экономической привлекательности неохотно идут на финансирование  производства аудиовизуальных произведений и развития отечественного видеорынка.

6.  Видеопиратство является существенным источником финансирования организованных преступных групп и одним из факторов коррупции[2].

Чтобы объяснить высокий уровень отечественного видеопиратства на современном этапе необходимо осуществить небольшой исторический экскурс и рассмотреть те социально-экономические условия, в которых происходило его появление и массовое распространение.  С определенной долей условности можно выделить 3 основные этапа развития видеопиратства в России. Первый этап начинается в середины 80-х гг. и заканчивается примерно в 1993 году. Почему начало первого этапа распространения видеопиратства отнесено к середине 80-х годов? Основная причина в том, что именно в это время в России складываются необходимые предпосылки и условия зарождения и развития видеобизнеса. С одной стороны среди населения происходит постепенное распространение видеотехники, и, следовательно,  появляется спрос на видеопродукцию. С другой стороны, с началом Перестройки и постепенным переходом к рыночным отношениям, в 1987 году граждане России получают право организовывать торговые кооперативы, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, а, следовательно, право на коммерческой основе реализовать  населению видеопродукцию[3]. Вследствие отсутствия денежных средств для заключения авторского договора о приобретении авторских прав на распространение видеофильмов[4] (в первую очередь зарубежных), а также фактически полного отсутствия преследования со стороны правоохранительных органов за нарушение авторских прав,  предприниматели стали распространять только контрафактную видеопродукцию.

В целом ситуации на отечественном видеорынке с 1987 по 1993 год, особенно на начальном этапе, присущи следующие основные характеристики:

- практически полное отсутствие отечественных правообладателей, а также зарубежных правообладателей, осуществляющих видеобизнес на российском рынке, а, следовательно, отсутствие на рынке легальной видеопродукции;

Похожие материалы

Информация о работе