И, наконец, в-третьих, борьбу с видеопиратством, организованную правообладателями, не поддержали правоохранительные органы России. Резкий рост преступлений против жизни и здоровья населения, имущественных, налоговых преступлений, преступлений в бюджетной и кредитно-финансовой сфере заставил все силы бросить на борьбу с ними. На этом фоне видеопиратство и иные преступления в сфере авторских прав, не вызывающие большого общественного резонанса и не расцениваемые сотрудниками правоохранительных органов как общественно опасные, остались без должного внимания. Более того, сотрудники правоохранительных органов вследствие низкого уровня социального обеспечения сами предпочитали приобретать контрафактную видеопродукцию и, тем самым, стимулировали видеопиратство. Необходимо отметить и тот факт, что ст. 144 УК РСФСР 1960 г., устанавливающая уголовную ответственность за нарушение авторских прав, не позволяла эффективно противодействовать видеопиратству.
Прежде чем закончить характеристику второго этапа развития видеопиратства, необходимо проанализировать то, как противодействие видеопиратству со стороны правообладателей отразилось на самих видеопиратах. Сегодня уже стало очевидным, что видеопираты не ушли с рынка, но вынуждены были начать маскировку своей преступной деятельности. Постепенно с видеорынка стали исчезать трехчасовые видеокассеты с записью двух фильмов (особенно Москве, Санкт-Петербурге и иных крупных городах России). Выросло качество самой видеопродукции. Обложки видеокассет стали подделываться под формат правообладателей. Преступность в сфере видеобизнеса начала принимать организованный характер. Тем более что на видеорынок стали проникать организованные преступные группы. Их привлекала с одной стороны высокая доходность видеопиратства, с другой стороны “гарантия” непривлечения к уголовной ответственности. Обосновавшись на видеорынке организованные преступные группы поделили его на сферы влияния, вложили в пиратский видеобизнес огромные суммы, наладили межрегиональные и международные преступные связи, установили коррупционные связи должностными лицами, призванными обеспечить законность в сфере реализации видеопродукции.
Третий этап развития видеопиратства начался примерно в конце 1996 года и продолжается в настоящее время. Данный этап обусловлен в первую очередь тем, что в борьбу с видеопиратством вступили правоохранительные органы России. При этом сотрудники правоохранительных органов стали осуществлять борьбу с видеопиратством не по своей инициативе, а по настоянию сверху. Вследствие того, что преступность в сфере авторских и смежных прав (в том числе видеопиратство) причиняла огромный имущественный ущерб правообладателям и государственному бюджету, отпугивала иностранных инвесторов, подрывала репутацию России на международной арене, препятствовала ее вступлению в международные экономические организации, оборачивалась для страны иными неблагоприятными последствиями, Правительство РФ вынуждено было определить борьбу с нарушениями авторских и смежных прав качестве одного из приоритетных направлений работы правоохранительных органов и поставить перед МВД РФ задачу по активизации борьбы с “пиратством”[10].
Приступив к борьбе с видеопиратством, сотрудники правоохранительных органов столкнулись со множеством проблем. Основная из них заключалась в отсутствии опыта выявления и расследования фактов видеопиратства. Что является видеопиратством, что делать с изъятой контрафактной видеопродукцией, кто является правообладателем на тот или иной видеофильм, как осуществить экспертизу контрафактных видеокассет, как правильно квалифицировать действия виновных по ст. 146 “Нарушение авторских и смежных прав” только что принятого нового Уголовного кодекса Российской Федерации - эти и многие другие вопросы постоянно возникали на начальном этапе противодействия видеопиратству.
Кроме того, число сотрудников правоохранительных органов, которые были задействованы в борьбе с видеопиратством, явно не соответствовало масштабам данного явления. Поэтому они просто физически не могли обеспечить эффективное противодействие распространению контрафактной видеопродукции. Необходимо правда отметить, что данная проблема характерна не только для правоохранительных органов России, но даже для государств с высоким уровнем охраны авторских прав. Так, американский специалист в области охраны интеллектуальной собственности Стефан Фишман указывает, что “ресурсы для расследования преступлений в сфере авторских прав в США ограничены. Таким преступлениям как незаконный оборот наркотиков, ограбление банков, фальшивомонетничество и многим другим преступлениям уделяется намного больше внимания. Это означает, что по делам о нарушении авторских прав гарантия большого внимания со стороны федеральных властей маловероятна”[11].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.