Следует указать и тот факт, что отдельные руководители и сотрудники подразделений по борьбы с экономическими преступлениями по тем или иным причинам (загруженность работой, коррумпированность, оценка нарушений авторских прав как малозначительные противоправные деяний с низкой степенью общественной опасности и т.д.) формально подошли к выполнению мероприятий по выявлению и пресечению фактов нарушения авторских и смежных прав.
Еще одна проблема противодействия видеопиратству заключалась в том, что сотрудники правоохранительных органов, начавшие борьбу с нарушением авторских прав, не получили должной поддержки со стороны российских правообладателей. Одни правообладатели были вполне удовлетворены прибылью, получаемой от реализации лицензионной видеопродукции даже в условиях, когда их авторские права нарушались. Другие правообладатели ограничились реализацией лицензионной видеопродукции в Москве, Санкт-Петербурге и не предпринимали мер по охране своих авторских прав в провинции. Некоторые правообладатели помимо лицензионной реализовывали контрафактную видеопродукцию (как правило за счет продажи большего количества экземпляров видеокассет с записью того или иного фильма, чем предусмотрено авторским договором). Такие правообладатели не только не были заинтересованы в охране своих прав, но в ряде случаев и противодействовали работе сотрудников правоохранительных органов. А как показывает мировой опыт, обеспечение высокого уровня охраны авторских прав в условиях, когда сами правообладатели занимают пассивную позицию, невозможно. На Западе высокий уровень охраны авторских прав объясняется во многом тем, что правообладатели являются инициаторами большинства уголовных дел.
Не смотря на указанные выше проблемы, правоохранительные органы в сфере борьбы с видеопиратством достигли определенных результатов. Такой вывод можно сделать на основании того факта, что за период с 1997 по 1999 г. почти в 3 раза (с 302 до 836 уголовных дел) возросло количество выявленных фактов нарушений авторских и смежных прав (в первую очередь фактов видеопиратства). Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что качество работы правоохранительных органов по выявлению и расследованию “авторских” преступлений существенно возросло.
Активизация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с видеопиратством сопровождается постоянным совершенствованием противодействия со стороны преступников. Во-первых, возрастает профессионализм видеопиратов. На сегодняшний день примерно 5% из них имеют ученые степени. 78% нарушителей имеют высшее или незаконченное высшее образование[12]. Из них 62% реализаторов контрафактной продукции имеют высшее техническое образование или учатся в высших учебных заведениях по техническим специальностям. Около 20% имеют среднее специальное техническое образование. Такой высокий интеллектуальный потенциал позволяет сегодня видеопиратам эффективно маскировать свою преступную деятельность, в т.ч. путем изготовления контрафактной видеопродукции такого качества, что даже в ходе экспертизы трудно установить факт подделки.
Во-вторых, преступность в сфере видеобизнеса все больше приобретает организованный характер. И по оценкам специалистов “видеопиратство в России в настоящее время приняло устойчивые организованные формы”[13]. При этом многие организованные преступные группы установили коррупционные связи с сотрудниками правоохранительных органов, призванными противодействовать видеопиратству, минимизировав риск привлечения к уголовной ответственности.
Таким образом, сегодня видеопираты представляют собой “грозную” силу, обладающую при этом большим криминальным потенциалом. И необходимо, к сожалению, признать, что в современных условиях правоохранительные органы не способны вести эффективную борьбу с видеопиратством.
[1] См.: Спирин Г.М., Злотя В.П. Современное аудиовизуальное пиратство и организация борьбы с ним. – М.: ВНИИ МВД России, 2000. – С. 3, Трунцевский Ю.В. Видеопиратство: уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений. Пособие. – М.: Учебно-консультационный центр “ЮрИнфоР”, 2000. – С. 5.
[2] См.: Спирин Г.М., Злотя В.П. Указ. соч. - С. 2.
[3] См.: Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райсберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 697.
[4] В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” под правом распространения понимается исключительное право распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.
[5] Трунцевский Ю.В. Указ. соч. – С. 5.
[6] Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1242.
[7] См.: Трунцевский Ю.В. Указ. соч. – С. 5.
[8] См.: Симкин А. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская Юстиция. - 1996. - № 10. - С.37.
[9] Особенность кино-, видеобизнеса заключается в том, что новый фильм сначала поступает в кинопрокат и только потом выходит в видеоформате, но не ранее даты, определяемой правообладателем (даты релиза).
[10] Аналогичные задачи были поставлены и перед работниками Прокуратуры России
[11] Fishman, Stephen The copyright hand book: how to protect and use written works / by Stephen Fishman; edited by Stephen Elias; illustration by Mari Stein - 1st national ed. - New York: Nolo Press, Berkeley, 1991. - P. 12/17.
[12] См.: Хаметов Р. Криминалистическая характеристика личности нарушителя авторских прав // Интеллектуальная собственность. - 2000. - № 5. - С. 65.
[13] Спирин Г.М., Злотя В.П. Указ. соч. - С. 4.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.