Смазка одноковшовых экскаваторов-мехлопат: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 3

Характерной особенностью двухлинейной системы является простота добавления или удаления потребителей. Двухлинейные системы широко используют в горно-добывающей промышленности на мощном оборудовании.

Систему распыления используют для нанесения смазки
на открытые передачи механизма поворота, балку рукояти экскаватора и т.д. Для этих целей имеются специальные форсунки, которые наносят тонкий дозированный слой смазочного материала на поверхность трения.

Для адаптации АЦСС в конструкцию машин и оборудования, выпускаемого “ОМЗ-ГОиТ”, были внесены изменения, позволяющие производить смазывание почти всех узлов трения
в автоматическом режиме. АЦСС состоит из четырех контуров смазывания:

– прогрессивная  смазочная  система ходовой тележки
и центральной цапфы;

– двухлинейная смазочная система узлов трения на поворотной платформе и напорном механизме;

– прогрессивная  смазочная система роликового круга, нижнего рельса и подшипника сепаратора;

– система смазывания распылением с помощью форсунок поверхностей балки рукояти и зубчатого венца механизма поворота.

Система циркуляционной смазки

Системы циркуляционной смазки могут быть со свободной и принудительной циркуляцией масла. К первым принадлежат кольцевые и картерные системы, ко вторым – системы, в которых масло из резервуара к узлам трения поступает самотеком либо подается принудительно насосом.

Циркуляционная система смазки под давлением широко применяется на экскаваторах в механизмах поворота и напора.

Принцип системы смазки под давлением следующий: из бака-отстойника масло подается шестеренным насосом по трубопроводам к фильтру-охладителю, в котором очищается от механических примесей и при необходимости охлаждается, и далее через фильтр – к узлам трения. После смазки поверхности трения масло по сливным трубам возвращается в бак-отстойник.

На рис. 1.1. показана принципиальная схема станции системы смазки зубчатых зацеплений и подшипников редукторов поворота (кроме подшипников моторного вала и нижнего подшипника выходного вала) экскаватора ЭКГ 20.

3

 

2

 

1

 

Рис. 1.1. Принципиальная схема станции системы смазки редукторов поворота экскаватора ЭКГ 20: 1 – насос; 2 – бак;
3 – редуктор

Конструктивно система разделена на две станции, в каждую из которых входит бак вместимостью 650 л с электронагревательными элементами и три насосные установки БГ11-23А (две рабочие, одна резервная).

Техническое обслуживание систем смазки включает
в себя:

– проверку уровня масла в картерах редукторов, механизмов напора, поворота, подъемной и тяговой  лебедок экскаваторов;

– осмотр трубопроводов систем жидкой смазки (при обнару­жении потений или течи немедленно их устранить);

– проверку давления масла в трубопроводах систем
(до и после фильтра);

– контроль поступления масла в подшипники и на зацепления по указателям течения;

– проверку срабатывания питателей системы густой смазки (все штоки питателей до и после срабатывания должны находиться в одном положении – верхнем или нижнем). Если из одного или нескольких смазываемых мест выделяется излишнее количество смазки, то соответствующие питатели необходимо отрегулировать на подачу меньшей дозы смазки;

– контроль пластичной смазки.

Кроме этого необходимо: проверять плотность соединений смазочных систем, промывать фильтры густой смазки, проверять температуру, при которой срабатывают температурные реле (подрегулировку производить согласно указаниям инструкции завода-изготовителя); производить ревизию реле протока, проверку контактной группы реле во взаимодействии со схемой автоматики, исправного действия сильфона, отсутствия каких-либо заеданий и трений в клапане, промывать картеры редукторов циркуляционных систем.

Смазка механизмов при низких температурах