Эксплуатация средств гидромеханизации: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 13

В ежедневное техническое обслуживание входят следующие операции: внешний уход за насосом и насосной станцией; визуальная и звуковая диагностика, заключающаяся в определении состояния насоса (дымление уплотнений, утечка воды и масла, стуки и шумы, вибрации) и осадки понтона плавучей станции; наблюдение и регулирование системы смазки и уплотнений; проверка крепежных узлов; наблюдение за точностью показаний приборов; очистка насоса от застрявших в нем предметов.

При еженедельных и ежемесячных технических обслуживаниях проверяют зазоры и люфты в сопряженных деталях, биения и центровки полумуфт насоса и двигателя, интенсивность износа основных частей насоса, состояние крепежа. Через каждые 50–60 ч работы грунтонасоса регулируют зазор между уплотнительным кольцом и рабочим колесом.

Таблица 6.1

Продолжительность (числитель, рабочие дни) и трудоемкость (знаменатель, чел.-ч) технического обслуживания ТО-1

(через 160 ч), ТО-2 (через 480 ч) и ремонтов текущего Т

(через 960 ч), капитального К (через 9600 ч) насосных станций

Подача, м3

ТО-1

ТО-2

Т

К

Плавучие станции

1001–2000

0,3/6

1/20

4/140

25/2000

2001–3600

0,5/10

1/30

6/250

32/4000

3601–5000

0,7/16

1/40

8/320

42/4800

Стационарные станции

1001–2000

0,2/4

1/10

2/70

9/600

2001–3600

0,3/6

1/16

3/150

11/1200

3601–5500

0,4/8

1/24

4/250

16/2000

При техническом обслуживании опор крупных грунтонасосов основное внимание уделяют системе смазки, герметичности корпуса опоры, состоянию подшипников. Во время работы насоса через каждые 150–200 ч в корпуса подшипников качения добавляют консистентную смазку, а после 600–800 ч полностью ее заменяют.

Подшипники скольжения смазывают принудительно жидкой смазкой под давлением. Через каждые 2–3 ч работы следует проверять работу смазочных колец и при понижении уровня масла в станине нужно его доливать. После 1200–1500 ч работы смазку полностью заменяют.

В охладителе давление масла должно быть больше давления воды и находиться в пределах 0,15–0,2 МПа, что предотвращает попадание воды в масло и не выводит подшипник из строя.

Ежемесячное техническое обслуживание понтонов плавучих насосных станций включает проверку состояния трюмов, надстройки, сварных швов, подкраску трюмов и отсеков. Не реже одного раза в год все плавсредства и понтоны необходимо окрашивать.

Оборудование гидромеханизации подвержено в основном гидроабразивному, механическому и кавитационному износам.

Основное влияние на интенсивность износа оказывают крупность, твердость и степень окатанности частиц грунта, консистенция пульпы, износостойкость металла. В среднем потери металла составляют до 0,7 кг на каждые 1000 м3 грунта.

К наиболее изнашиваемым деталям насосов относят рабочее колесо, корпус, бронедиски, защитные рубашки, переднюю и заднюю крышки корпуса, уплотнительное кольцо и всасывающий патрубок.

При текущем ремонте разбирают, чистят все детали, проверяют, восстанавливают или заменяют изношенные детали, красят, регулируют уплотнительные зазоры; восстанавливают или заменяют рабочее колесо, бронедиски, уплотнительные и установочные кольца; контролируют и ремонтируют повреждения с частичной заменой брони корпуса, крышек сальника и всасывающей стороны насоса, приборов и арматуры; частично заменяют и ремонтируют вспомогательные трубопроводы.

Капитальный ремонт чаще всего проводят в межсезонный период, он включает: работы, выполняемые при текущем ремонте; разборку, доставку на место ремонта отдельных транспортабельных узлов, чистку всех деталей; замену или восстановление изношенных деталей; замену шариковых и роликовых подшипников или заливку баббитом изношенных подшипников скольжения. При замене рабочего колеса новым или установке его после ремонта необходимо балансировать основные детали: колесо, полумуфту, вал.

7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗЕМЛЕСОСНОГО СНАРЯДА