Философское понимание мира или современная онтология. Бытие, субстанция, материя. Научная картина мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Проблема истинны. Роль практики в процессе познания, страница 12

Прогрессистские концепции- получили свое развитие в 60 -70 е годы. Они исходили из преувеличения возможностей (НТР) это относится к теориям: экономических стадий роста (Ростоу), индустриального общества (Гилбрейт), пост индустриального общества (Бэлл), третьей волны (Тоффлер). Общими для них является то, что: 1) развитие техники рассматривается не только как важнейшее условие поступательного развития общества, но как единственное, при этом техника рассматривается вне общественных форм, вне производственных отношений; 2) отсюда делается вывод о неограниченных возможностей капитализма к дальнейшему совершенствованию; 3) полное отрицание необходимости любых социальных революций при переходе от одной стадии экономического роста к другой. Все указанные авторы считают, что НТР сама разрушает все противоречия. 4) проповедуется идея конвергенции (слияния капиталистического и социалистического общества). При этом социализм определяется как более низкий этап развития. Описывая индустриальное общество они признавали наличие в нем различных противоречий: рост преступности, наркомании и т.д. Все эти противоречия оказывающей, преодоленным в пост индустриальном обществом без каких бы то ни было социальных преобразований качественного характера.

С конца 70-х годов возникает необходимость в более эффективной защите капитализма. Такие буржуазные авторы, как Бэлл, Попплер, Леви Стросс и др. переходят на позиции неоконсерватизма. Эта теория представляет собой «ответ на вызов, брошенный левыми силами» Поппер. Под которыми понимается, в основном, политический радикализм и экстремизм. Неоконсерваторы пытаются создать некоторую вне временную систему, универсальных ценностей. Направленную на сохранение уже достигнутого уровня эмансипации (свободу)- право человека, свободу совести, правового государства, свободу религиозного вероисповедания и т.д. Эти авторы считают, что благоразумие свойственное человеческой природе всегда направленно на сохранение уже достигнутого.

Учение о познании

Теория познания как раздел философии. Основные гносеологические направления.

Гносеология - теория познания. Это раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и его возможности: отношение знания к реальности - исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляющие условия его достоверности и истинности; в отличие от психологии, физиологии нервной внешней деятельности др. наук, гносеология анализирует не индивидуальные механизмы, позволяющее субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщее основание, дающее возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее истинное положение вещей.

Основные принципы теории познания:

1.   Теория познания рассматривает познаваемый мир, как существующий ; вне и независимо от

сознания. 2.  Развитие познания осуществляется на основе единства диалектики, логики и теории

познания.

3.  Теория познания открывает законы мышления. В сущности, природа познания носит социальный характер, следовательно, познающий субъект - это человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественные формы познавательной деятельности (орудия труда, инструменты, приборы) как материальные, так и идеальные (язык, категории логики).

Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Социальное познание.

Схематично познание делится на 2 уровня: чувственное познание и абстрактное мышление, которое в свою очередь подразделяется на ощущение, восприятие и представление.

Чувственное познание : Ощущение, Восприятие, Представление: а) воображение; б) память

Абстрактное мышление: Понятие, Суждение, Умозаключение

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств. Ощущение - исходный пункт познания. Виды ощущений: осязание, обоняние, температура, вкусовые качества, слух.

Восприятие - процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, восприятия об объекте вырисовываются при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Процесс восприятия предполагает обнаружение объекта среди всех других. Различают в этом объекте отдельные признаки и свойства (образуют целостность, сумму ощущений.).