Ими изучаются особенности рельефа, формы которых сформированы в результате экзогенных и эндогенных процессов.
Геоморфологические методы – важнейшие среди геоэкологических (поверхностных геоэкологических явлений), т.к. речь идет о крупных ландшафтных, географических единицах, которые с одной стороны отражают особенности геологической среды и с другой стороны отражают особенности техногенных воздействий. Наиболее явные в практике работ с недрами – работы по освоению твердых полезных ископаемых (рудных тел). Происходит снос положительных элементов(форм) рельефа (гор), а с другой стороны – создание крупных карьеров (отрицательных форм рельефа), депрессионные воронки (создаются над месторождениями).
Ямал в результате деятельности по отбору флюида может опуститься ниже уровня воды.
Аэро- и космические методы исследования.
Главное преимущество – быстрота и охват больших территорий, следовательно изучение сразу нескольких геологических оболочек Земли.
В настоящее время интерпретация данных дистанционных методов изучения Земли из космоса позволяет изучать не только поверхность Земли, но и рельеф дна относительно мелководных акваторий, выявлять загрязнения в морских средах. Можно интерпретировать верхние части геологической среды.
С точки зрения геоэкологии важнее всего интерпретация ослабленных зон в земной коре (разломы, погребенные палеорусла рек, зоны развития экзогенных процессов).
Очень важны методы тепловой съемки из космоса: дают возможность подток флюида, показывают распределение температурных аномалий, расконсервация месторождений, техногенные аномалии.
49, Основное содержание и границы понятия «биосфера» в нефтегазовой геоэкологии.
Биосферная составляющая Л-Б-Т-С в свете учения Вернадского о биосфере.
Биосфера – целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и превышения жизнепригодных свойств.
В результате обменных процессов изменяются не только сами организмы, но и окружающая их абиотическая среда: горные породы, воздух, поверхность суши, водная толща Мирового океана – под воздействием организмов приобретают новые свойства, становятся биогенными, что означает, что изменяется химический состав компонентов абиотической среды, становится иной динамика протекающих в абиотической среде процессов, что приводит к изменению биотических составляющих, к биоценотическим изменениям.
Таким образом, биосфера создала жизнь, и сама изменяется под влиянием этой жизни на сегодняшний день. Наиболее реальным подходом к изучению процессов в биосфере сегодня – геохимический, при котором изучаются атомы. При этом подходе различие между живой и неживой природой отступает на второй план, а на первый план выступает генетическая и функциональная общность организмов и абиотической среды. На атомном уровне исчезает разница между самими организмами, что позволяет объединить их в одно понятие «живое вещество».
При переходе к понятию «живое вещество» мы переходим к использованию понятий «давление жизни», «концентрация жизни», «скорость размножения» и др. – это интегральные понятия, которые дают возможность прогнозировать в целом биосферные процессы, «перебросить мост» от экологии, как биологической науки, к экологии, как метанауки, которая дает возможность практического использования экологических данных без детализации частных процессов.
Качественное преобразование абиотической среды под воздействием живого вещества происходит в направлении благоприятном для дальнейшего развития жизни. Вывод: хотя масса живого вещества всегда сбалансирована с массой абиотической составляющей; живое вещество постоянно «отвоевывает» новые области жизни за счет усложнения связей в экосистеме, за счет повышения устойчивости экосистемы, т.е. расширяет границы биосферы живое вещество.
В свете данных о геологической роли организмов на плене живое вещество предстает не как случайное явление, а как важная часть целостной системы функционально подчиненная ей и обеспечивающая ее целостность в качественно новом состоянии – биосферном состоянии.
Вместе с тем биосфера не является однородной:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.