Морская навигационная техника и её использование в судовождении, страница 4

- ИППС-008 - включает приборы YПИ-3, КЛ, ЯС, а также ле­бедку для подъема и опускания трубки. Устанавливается на водоиз­мещающих судах со скоростью хода до 35 уз, выступает за корпус судна на 860 мм; существует другая модификация этого прибора, которая позволяет выдвигать УПИ-3 за корпус судна на 400 мм.

Кроме перечисленных, в комплект лага могут входитъ приборы самостоятельной поставки:

репитер скорости и пройденного расстояния (прибор РСП) - подключается непосредственно к прибору ВАЦ; всего может быть подключено 9 репитеров;

комплект трансляционный (прибор 119-У) - состоит из преоб­разователя электронного (прибор ПЭ) и преобразователя механиче­ского (прибор ПМ).

Органы управления лага

На рис. 5.11 приведен общий вид прибора ВАЦ, в котором нахо­дятся органы управления и контро­ля работы лага.

На лицевой панели прибора расположены: 1 - сигнальная лам­почка "Питание" (светится зеле­ным светом, когда к прибору под­ведено питание); 2 - сигнальная лампа "Неисправность" (светится зеленым светом при исправном

приборе ВАЦ и меняет цвет свече­ния на красный при выходе прибо­ра из строя);

3- вакуумно-люминесцентный дисплей, на который выводится информация, как циф­ровая, так и текстовая;

4- клавиатура, посредством которой вво­дится и вьпводится необходимая информация;

5 - микровыключа­тели для включения Q и выключения лага.

Клавиши 4 выполняют следующие функции:

·  включает режим ввода числовык значений и выбпрает раз­ряд вводимого числа;

·  выбирает режим работы лага и увеличивает вводимое чиело;

·  выбирает режим работы лага и уменьшает вводимое число;

- включает режим работы лага.

При включении лага в работу происходит автоматическое тестирование всех узлов с выведением на дисплсй информации о неиеправных блоках. Если все блоки исправны, после тестированпя включаетея режим "Работа".

В случае необходимости оператор может самостоятельно вклю­чать режим "Тестирование" для выявления неисправного узла.


5. Доплеровский лаг “JLN530”

  Доплеровский лаг "JLN 530" разрабатывает и про­изводит японская фирма.

  Этот лаг измеряет скорость судна относительно морского дна на глубинах от 1 м до 700 м. На глубинах свыше 700 м, при потере акустического контакта с грунтом, лаг автоматически переключает­ся на измерение скорости судна относительно глубинных слоев воды.

Комплект приборов лага

На рисунке представлен комплект приборов лага JLN-520, а в комплект лага JLN-530 входит еще одна антенна, которая формирует еще два луча.          

1 — антенна, формирующая 4 луча; 2 — соединительная коробка; 3 — электронный блок; 4 — блок управле­ния и контроля; 5 — репитер.

Основные технические характеристики лагов

рабочая частота.................................................... 70 кГц;

диапазон измерения скорости:

вперед/назад................................... от-10 до30уз;

вправо/влево............................................... ± 10уз;

диапазон измерения пройденного расстояния      от 0 до 99999,99 м. мили;

диапазон рабочих глубин при измерении скорости судна:

— относительно грунта............................... от 1 до 700 м;

— относительно воды.... примерно 20 м ниже днища судна;

точность измерения скорости................ +2% от скорости или ±0,01 уз (что больше);

чувствительность лага......................................... 0,01 уз;

размерность скорости................................... уз или м/с;

внешние выходы:

—        по скорости судна:

4 цифровых выхода (для репитеров);

аналоговые выходы: вперед/назад, вправо/влево от -10 до + 10В;

два выхода NMEA;

—        по пройденному расстоянию: по двум осям с учетом знака (от 200 до 4000 импульсов на м. милю);

питающее напряжение — 100/110/115/220 В (±10%) однофазного пе­ременного тока частотой 50/60 Гц;

потребляемая мощность................................. около 300 ВА;

температура окружающей среды (при работе) ……….от -15 до +55 °С.

Органы управления и контроля лага

На рисунке представлена передняя панель блока управления и контроля лагов JLN-520 и JLN-530.

На этой панели размешены: 1 — дисплей, на который выводится необходимая информация; 2 — клавиатура, при помощи которой на дисплей выводится необходимая информация, а также осуществляется тестирование схемы лага; 3 — кнопки включения и выклю­чения лага.

Используя клавиатуру, на дисплей можно выводить информацию трех ти­пов:

DOCK 1, DOCK 2 — при швартов­ке судна;

SAIL 1, SAIL 2, SAIL 3, SAIL 4 — при плавании в море;

AUX 1, AUX 2, AUX 3, AUX 4 — дополнительная информация.

При швартовке судна на дисплей может быть выведена инфор­мация, как показано на рисунке

1 — направление движения (вправо/вле­во);

2 — скорость движения (вправо/влево);

 3 — скорость и направ­ление движения (вперед/назад);

4 — глубина;

5 — вектор скорости судна;

6 — скорость движения (вправо/влево);

 7 — скорость движе­ния (вперед/назад);

8 — режим работы лага (от дна — bottom trac­king (ВТ) — или от воды — water tracking (WT));

9 — вид предостав­ляемой информации (DOCK, SAIL или AUX).       

На следующем рисунке представлен характер сведений, которые высвечи­ваются на дисплее при плавании судна в море.

                                                               На рисунке обозначены:

 1 — величина скорости и направление движения (вперед/назад);

 2 -— направление движения и скорость (вправо/влево);

 3 — пройденное расстояние (за определенное вре­мя);

 4 — общее пройденное расстояние;

 5 — вектор скорости судна;

 6— скорость судна (вперед/назад);

7— ско­рость судна (впра­во/влево);