Морская навигационная техника и ее использование в судовождении, страница 5

Разбивка шкалы

Должна быть предусмотрена линейная шкала с диапазоном не ме­нее ± 30°. На эту шкалу по обе стороны от нуля должны быть нанесены отметки с интервалом в 1°/мин. Шкала должна иметь цифровые обозна­чения через каждые 10°/мин. Каждая 10°-ная отметка должна быть зна­чительно длиннее отметки в 5°, которая в свою очередь должна быть значительно длиннее отметки в 1°. Отметки и цифровые обозначения должны, предпочтительно, выполняться красным или светлым цветом на черном фоне. Могут быть предусмотрены дополнительные линейные шкалы. Демпфирование указателя скорости поворота должно обеспечи­ваться с помощью постоянной времени, которая может меняться в пе­риод эксплуатации в диапазоне от нуля до не менее 10 с.

Точность

Указываемая скорость поворота не должна отличаться от факти­ческой скорости поворота судна более чем на 0,5°/мин + 5% указывае­мой скорости поворота судна. Указанные величины учитывают влияние вращения Земли. Периодическая бортовая качка судна с амплитудой ± 5° и пе­риодом до 25 с, а также периодическая килевая качка с амплитудой ± 1° и периодом до 20 с не должны изменять среднее значение указы­ваемой скорости поворота более чем на 0,5°/мин. Указатель скорости поворота должен отвечать настоящим требо­ваниям к точности при скорости судна до 10 узлов.

РАБОТА

Указатель скорости поворота должен быть готов к работе и отве­чать настоящим требованиям по истечении не более 4 мин с момента его включения. Конструкция указателя скорости поворота должна быть такой, что­бы он не ухудшал эксплуатационных характеристик любого другого обору­дования, к которому он подключен, независимо от того, включен он или нет. Указатель скорости поворота должен иметь средства, позволяющие
оператору убедиться в том, что он работает.

                                                                     II часть

        Гирокомпас «Стандарт-22»

Комплект отличается от комплекта «Standard-20 Plus» тем, что к ис­точникам курсоуказания добавляется спутниковый компас двухантен-ного варианта (рис. 1). Введение еще одного дополнительного курсо-указателя, принцип действия которого радикально отличается от прин­ципа действия как гироскопического, так и магнитного компасов, в зна­чительной степени повышает навигационную надежность объединенной системы курсоуказания.

Для гирокомпасов, входящих в указанную систему курсоуказания, следует отметить одно важное принципиальное отличие по сравнению с гирокомпасом «Standard-20» или «Standard-20 Plus». Оно заключается в применении нового метода ускоренной готовности гирокомпаса для навигационного использования (quick settling mode).

Суть метода заключается в следующем. При стоянке у причала гиро­компас запускается и на основе анализа закономерности начального уча­стка кривой затухающих колебаний в специальном микропроцессоре по­зволяет в течение времени, примерно равного 1 ч, предвычислить даль­нейшее развитие колебательного процесса, вплоть до его полного затуха­ния и тем самым определить точное значение истинного курса судна за­долго до фактического прихода чувствительного элемента в истинный меридиан. Как известно, при использовании стандартной процедуры тре­буется интервал времени 4 - 5 ч после запуска компаса, когда гиросфера естественным путем придет в истинный меридиан. Определив, таким об­разом, истинный курс судна, стоящего у причала, можно начинать дви­жение, и при совершении любого поворота (изменении курса) соответст­вующие углы отработки следящей системы будут непрерывно корректи­роваться предвычиспенной величиной отклонения от истинного мери­диана, в результате чего в любой момент времени становится известным мгновенное значение истинного курса судна, хотя гиросфера еще факти­чески не пришла в меридиан. Кроме того, одновременно производится коррекция курса на основе вычисленных навигационным микропроцес­сором значений скоростной и инерционной девиаций.

Что касается основных технических и точностных характеристик ги­рокомпаса «Standard-22», то они не отличаются от соответствующих ха­рактеристик гирокомпаса «Standard-20».

Рис.1

Основные технические характеристики гирокомпаса

динамическая погрешность................................. ≤ 0,l°secφ;

статическая погрешность……………………….. ≤ 0,1°sесφ(среднеквадратическая);

напряжение питания — 24 В постоянного тока (от 18 до 36 В) или пе­ременного тока 110/115/220/230 В, 50...60 Гц, с автоматическим пере­ключением на источник питания 24 В постоянного тока при аварий­ной ситуации в судовом электропитании; потребляемая мощность, Вт:

в пусковом режиме....................................... 105;

в рабочем режиме......................................... 30;

температура в помещении, где установлен прибор:

при работе...................................................... от-10до+55° С;

при хранении................................................. от-25 до+70° С

(без поддерживающей жидкости);

время установления (прихода в меридиан)........ З ч;

скорость отработки следящей системы.............. 75°/с:

допустимые углы бортовой и килевой качки..... +45°;

вес, кг:

основной прибор.............................................. 16;

блок управления............................................... 13;

пульт оператора............................................... 1,5;

транслятор курса

синхронного типа............................................ 18;

шагового типа.................................................. 15.

         Другие характерные особенности рассматриваемого гироком­паса, которые следует отметить, таковы:

1)  по точности показаний в условиях маневрирования судна ги­рокомпас соответствует требованиям резолюций ИМО А.424 и А.821 для высокоскоростных судов (от 30 до 70 уз). В соответствии с резо­люцией А.821 погрешность при маневрировании при скорости до 70 уз не должна превышать ±3° в широтах до 70°. Разработчик гиро­компаса для этих условий объявляет величину погрешности не бо­лее 0,4°secφ;

2)  гирокомпас имеет самосогласующуюся цифровую систему дистанционной передачи курса на приемники, десинхронизация не наступает даже после перерыва в электропитании;

3)  гирокомпас соответствует требованиям GMDSS (Global Maritime Distress and Safety at Sea) — Глобальной морской связи для спасения терпящих бедствие на море;

4)  кроме цифровой системы передачи курса в гирокомпасе преду­смотрена также аналоговая система и система на шаговых двигателях;