Морская навигационная техника и ее использование в судовождении, страница 2

ТОЧНОСТЬ

Гирокомпас, запущенный в соответствии с инструкцией изroтовителя, должен прийти в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 70°. На любом курсе и на любой широте до 70° установившаяся поправка гирокомпаса, не должна превышать ±0,75° х секанс широты, где курс гирокомпаса должен браться как среднее арифметическое из 10 отсчетов, взятых с интервалами в 20 мин, а среднеквадратичная погрешность разностей между отдельными отсчетами курса и средним значением должна быть менее ~0,25° х секанс широты. Повторяемость установившейся ошибки гирокомпаса от одного пуска до другого должна быть в пределах 0,25 х секанс широты.

Работа в эксплуатационных (динамических) условиях.

Гирокомпас, запущенный в соответствии с инструкцией изготовителя, должен прийти в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 70° при бортовой и килевой качке с периодом простых гармонических колебаний от 6 до 15 с, максимальной амплитудой 5° и максимальным горизонтальным ускорением 0,22 м/c2. Повторяемость установившейся ошибки основного прибора гирокомпаса должна быть в пределах ±1° х секанс широты, включая изменения магнитного поля и изменения температуры, согласно требованиям резолюции А.694(17), и т.д., которые могут встретиться на судне, на котором установлен компас.

На широтах до 70° северной или южной широты на судне, эксплуатирующемся в пределах полосы широт 10°:

1 после введения коррекции на скорость и курс при скорости 70 узлов остаточная постоянная ошибка не должна превышать ±0,25° х секанс шпроты;

2 максимальная ошибка, вызванная быстрым изменением скорости судна в 70 узлов, должна сводиться к минимуму и не должна превышать ±2°;

3 ошибка, вызванная быстрым изменением курса в любом направлении на 180° при максимальной угловой скорости поворота 20°/с и скорости 70 узлов, не должна превышать ±3°

4 неустановившиеся и постоянные ошибки, вызванные бортовой и килевой качкой и рысканием судна с периодом простых гармоничных колебаний от 6 до 15 с, амплитудами 20°, 10° и 5° соответственно, при максимальном горизонтальном ускорении не более 1 м/с2, на любом курсе, особенно при 45°, 90° и 315°, не должны превышать ±1° х секанс широты. При всех условиях эксплуатации максимальное расхождение в отсчетах между показаниями основного прибора и оборудования управления рулем и визуального пеленгования не должно превышать ~0,5°.

Скорость отработки системы передачи курса должна быть не менее 20°/с.

КОНСТРУКЦИЯ И УСТАНОВКА

Основной прибор должен устанавливаться на судне так, чтобы диаметральные линии отсчета были параллельны диаметральной плоскости судна в пределах ±5°. Курсовая черта и центр картушки компаса должны находиться в одной вертикальной плоскости и должны быть точно выставлены. Должны быть предусмотрены средства для коррекции за скорость и широту. Для автоматической коррекции за скорость должен использоваться одобренный точный датчик скорости. Должен быть предусмотрен сигнал, указывающий на готовность гирокомпаса к использованию. Должен быть предусмотрен аварийно-предупредительный сигнал, указывающий на неисправность источника питания гирокомпаса или функциональную неисправность внутренней системы, которые могут привести к искажению информации о курсе. Система должна быть спроектирована  таким образом, чтобы обеспечивалась выдача информации о курсе в другое навигационное оборудование, такое, как радиолокатор, САРП, радиопеленгатор и авторулевой.

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАГНИТНЫМ КОМПАСАМ (В соответствии с РЕЗОЛЮЦИЕЙ ИМО А.382(10), которая была принята 14 ноября 1977 г, с поправками по РЕЗОЛЮЦИИ MSC.86(70) Приложение 2), которая была принята 11 декабря 1998 г.)

Администрациям  рекомендуется руководствоваться  положениями настоящей Резолюции, а также приложениями к ней и после приня­тия данной Резолюции обеспечивать установку на судах магнитных компасов, соответствующих технико-эксплуатационным требованиям не ни­же тех, которые указаны в приложении II.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ СУДОВ МАГНИТНЫМИ КОМПАСАМИ (приложение I)

1.  На всех судах должны быть установлены: главный МК; путевой МК, если с основного поста управления рулем рулевой не мо­жет четко видеть показания главного МК; соответствующие средства связи между главным МК и постом управления по усмотрению Администраций.

2.  Резервный (аварийный) МК, взаимозаменяемый с главным МК, если нет путевого    МК или ГК.

3.  У каждого МК компенсирована де­виация. Величины остаточной девиации показаны в таб­личной или графической форме вблизи компаса и хорошо различимы в любое время.

Примечание. Администрации могут не требовать установки главного МК. Однако при этом остается обязательной установка путевого ком­паса.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К МАГНИТНЫМ КОМПАСАМ (приложение II)

1.  Понятия МК, главного МК(для навигации), путевого МК(для управления судном). Если главный МК имеет устройство для дистан­ционной передачи показаний на пост управления рулем и изображение картушки ясно видно не менее чем по 15° по обе стороны от курсовой черты при дневном и искусственном освещении с места рулевого, то главный МК в этом  случае рассматривается как путевой.

2.  Картушка компаса должна быть градуирована на 360°,    через
каждый градус. Нумерация делений через 10°, начиная от
0 (норд) до 360° по часовой стрелке. Главные румбы должны быть обо­значены заглавными буквами N. Е, S, W. N может быть обозначен эмблемой. Погрешность отсчета не > 0,5° на любом курсе. Картушка путевого компаса ясно видима при днев­ном и искусственном освещении с 1,4 м. Допускается исполь­зование увеличительной линзы.

3.  Магниты стрелок, а также уничтожения полукруговой девиации, должны иметь коэрцитивный коэффициент не < 11.2 kΛ/m. Мягкое железо(уничтожение четвертной
девиации) без остаточного намагничивания. Все другие материалы - немагнитные, насколько это достижимо. Величина отклонения картушки по этой причине не долж­на превышать (9/Н)°, где Н — горизонтальная составляющая вектора напряженности магнитного поля в μТл (микротесла) в точке установки компаса.

4.  МК должен нормально работать во всех    условиях эксплуатации судна, на котором он установлен.