Литература:
1. Рекомендации по организации штурманской службы РШС –89.
2. Bridge Procedures Guide, Third edition 1998, ICS.
3. СОЛАС –74 с поправками (глава V).
4. A.J. Swift, Bridge Team Management, a Practical Guide, NI, 1993
5. Кодекс торгового мореплавания РФ.
6. Резолюция ИМО А.893(21) «Руководство по планированию перехода».
7. ПДНВ-78 с поправками (глава A-VIII).
ГМА им. адм. С. О. Макарова |
|||
Судоводительский факультет |
|||
Кафедра Судовождения |
|||
Контрольный лист № |
|||
СМЕНА ВАХТЫ НА ХОДУ СУДНА |
|||
Произвести следующие действия при смене вахты на ходу судна: |
|||
№ |
Перечень действий |
выполнено |
Прим. |
1.1 |
Ознакомится и принять к исполнению распоряжения КМ. |
||
1.2 |
Убедится в дееспособности заступающей вахты. |
||
1.3 |
Адаптировать зрение к темноте. |
||
1.4 |
Отложить прием вахты до завершения маневра начатого сменяющей вахтой |
||
1.5 |
Проверить соответствие проложенного на карте курса надписанному и заданному рулевому или выставленному на авторулевом. |
||
1.6 |
Проверить карту на предмет приведения склонения к году плавания, наличие магнитных аномалий, корректуры, подъема, пределов возможного отклонения от курса, рельефа дна. |
||
1.7 |
Выяснить удаление от навигационных опасностей, берега, наметить дискретность и способы обсерваций проверить время поворота на следующий курс, ознакомиться с характеристиками СНО, прокладкой на следующей карте. |
||
1.8 |
Проверить фактическую среднюю скорость судна за предшествующую вахту, сравнить её с лаговой, выяснить поправку лага\поправку плавания, принять к учету откорректированную счислимую скорость судна. |
||
1.9 |
Ознакомиться со свежей метео и навигационной информацией и корректурой по маршруту плавания. |
||
1.10 |
Выяснить преобладающее течения, ветер, погодные условия и видимость, а также все другие влияющие на курс и скорость факторы. |
||
1.11 |
Проверить работу ТСС и сигнализацию приборов. |
||
1.12 |
При необходимости включить эхолот, рассчитать запас под килем, установить сигнализацию по глубинам. |
||
1.13 |
Сличить МК и ГК, проверить работу ГК и курсографа, сделать отметку на ленте курсографа, запомнить курс по МК и ГК и поправку компаса. |
||
1.14 |
Проверить включение и работу РЛС и САРП, выяснить шкалу дальности, ориентацию, ознакомиться с окружающей обстановкой по радару и визуально, сравнить ее с картой, установить охранные зоны САРП, проверить сигнализацию САРП. |
||
1.15 |
Проверить включение и работу аппаратуры связи, вахту на дежурных частотах, работу стойки ГМССБ. |
||
1.16 |
Проверить работу навигационных огней. |
||
1.17 |
Проверить работу пульта пожарной сигнализации, других видов судовой сигнализации. |
||
1.18 |
Выяснить режим работы СЭУ, откуда ведется управление СЭУ, контролируемые параметры ДАУ СЭУ. |
||
1.19 |
Сличить часы на мостике и в ЦПУ, проверить готовность и организацию вахты в МО. |
||
1.20 |
При наличии крена выяснить причины и влияние на скорость и запас под килем. |
||
1.21 |
Выяснить какие приняты меры по предотвращению загрязнения моря с судов мусором, балластными и льяльными водами. |
||
1.22 |
Выяснить какие флаги подняты, проверить готовность сигнала «Не могу управляться». |
||
1.23 |
Принять место судна на карте, проверить его по счислению, произвести контрольную обсервацию, желательно другим способом. |
||
1.24 |
Проинструктировать вахтенных матросов с учетом условий и особенностей района плавания |
||
1.25 |
Необходимая запись в судовом журнале. |
||
Дата |
Вахту сдал: |
Ф. И. О. |
|
Вахту принял: |
Ф. И. О. |
||
ГМА им. адм. С. О. Макарова |
|||
Судоводительский факультет |
|||
Кафедра Судовождения |
|||
ПРИЕМ/СДАЧА
ЛОЦМАНА. |
|||
Произвести следующие действия: |
|||
№ |
Перечень действий |
выполнено |
Прим. |
2.1 |
Уточнить ЕТА к лоцманской станции и порядок связи с лоцманом и СУДС. |
||
2.2 |
ГД перевести в маневренный режим. |
||
2.3 |
Сверить часы на мостике и в ЦПУ. |
||
2.4 |
Проверить средства подачи сигналов, сигнализации и связи, подготовить флаги Golf и Hotel, национальные флаги стран. |
||
2.5 |
Вызвать на бак боцмана, проверить связь с баком. |
||
2.6 |
Подготовить якоря к отдаче. |
||
2.7 |
Включить вторую рулевую машину, если возможно, перейти на ручное управление рулем. |
||
2.8 |
Установить связь с лоцманской станцией, уточнить ЕТА, место приема лоцмана и борт, с которого необходимо подать трап, подготовить лоцманскую карточку. |
||
2.9 |
Включить, а если включены — проверить, работу РЛС, САРП, эхолота, лага гиро- и магнитного компасов и других имеющихся ТСС, работу их сигнализации. |
||
2.10 |
Подготовить лорцманский трап в соответствии с требованиями ИМО. |
||
2.11 |
Поднять флаг Golf, и национальные флаги стран. |
||
2.12 |
При подходе к месту приема лоцмана предусмотреть действия на случай его задержки. |
||
2.13 |
При подходе к месту приема лоцмана предупредить КМ и ВМХ. |
||
2.14 |
Лично проверить надежность крепления лоцманского трапа, полутрапика, наличие спасательного круга с линем и буйком, в темное время суток — освещение лоцманского трапа. |
||
2.15 |
Лично встретить лоцмана, проводить на мостик, представить капитану, записать фамилию и инициалы лоцмана. |
||
2.16 |
Спустить флаг Golf, поднять Hotel, выяснить у лоцмана о необходимости других флагов. |
||
2.17 |
Вручить лоцману заполненную лоцманскую карточку. |
||
2.18 |
Предупредить лоцмана об особенностях управления судном, ознакомить его с маневренными характеристиками судна, предупредить о наличии крена или дифферента судна, другой необходимой информации. |
||
2.19 |
Обеспечить лоцмана спасательным жилетом, ознакомить с местом расположения жилета, при необходимости. |
||
2.20 |
Получить у лоцмана информацию об условиях плавания, соответствует ли карта действительности, согласовать план перехода. |
||
2.21 |
Выяснить у лоцмана особенности применения международных и местных правил плавания в районе лоцманской проводки. |
||
2.22 |
Дублировать команды лоцмана рулевому, контролировать правильность их выполнения. |
||
2.23 |
Согласовать с лоцманом план швартовки, схему подачи швартовных концов, буксиров, дать указания швартовной команде подготовить необходимые швартовные и буксирные концы. |
||
2.24 |
Уточнить у лоцмана место и борт его высадки, оснастить трап. |
||
2.25 |
Обеспечить лоцману питание. |
||
2.26 |
Обеспечить лоцману связь с МО, по его желанию. |
||
2.27 |
Заполнить лоцманскую квитанцию. |
||
2.28 |
При подходе к месту высадки лоцмана предусмотреть действия на случай невозможности его высадки. |
||
2.29 |
Проводить лоцмана к лоцманскому трапу, лично убедиться в надежности трапа, помочь лоцману спуститься, организовать спуск багажа лоцмана. |
||
2.30 |
Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале. |
||
Дата |
_____________ |
Ф. И. О. |
|
ГМА им. адм. С. О. Макарова |
|||
Судоводительский факультет |
|||
Кафедра Судовождения |
|||
ПЛАВАНИЯ В ШТОРМОВЫХ УСЛОВИЯХ. |
|||
Произвести следующие действия: |
|||
№ |
Перечень действий |
выполнено |
Прим. |
3.1 |
При получении штормового предупреждения информировать КМ. |
||
3.2 |
Оповестить экипаж о необходимости закрепления имущества по заведованию, режиме передвижения по судну. |
||
3.3 |
Проверить надежность и герметичность люковых закрытий, трюмных лазов, вентиляторов, мерительных и воздушных трубок, всех водонепроницаемых закрытий. |
||
3.4 |
Проверить крепления парадных трапов, спасательных средств, швартовых. |
||
3.5 |
Проверить и обтянуть крепления груза в трюмах, на палубах, судового снабжения и имущества. |
||
3.6 |
Проверить надежность зачехления палубных устройств, натянуть на грузовой палубе штормовые леера. |
||
3.7 |
Изучить погоду в штормовом районе при помощи факсимильных карт и прогнозов погоды. |
||
3.8 |
Усилить наблюдения за местными признаками погоды и сократить интервалы между метеонаблюдениями. |
||
3.9 |
Выбрать безопасное сочетание курса и скорости, определить зоны усиленной качки и зоны резонанса, по штормовой диаграмме Ю. В. Ремеза. |
||
3.10 |
Перейти на ручное управление рулем. |
||
3.11 |
Предупредить ВМХ о переходе на маневренный режим СЭУ и сведения до минимума работ по перекачке топлива и других жидкостей. |
||
3.12 |
Сличить часы на мостике и в МО, проверить машинный телеграф, поставить метку на ленте курсографа. |
||
3.13 |
Контролировать качку и крен судна, появление статического крена. |
||
3.14 |
Следить за состоянием крепления груза, судовых устройств и оборудования, герметичностью люковых закрытий, трюмных лазов и вентиляционных каналов. |
||
3.15 |
Проверить настройку РЛС усилить наблюдение с просмотром теневых секторов. |
||
3.16 |
Контролировать курс и скорость судна. |
||
3.17 |
Контролировать местоположение судна. |
||
3.18 |
Принять меры для уменьшения ударных гидродинамических нагрузок на корпус судна, заливаемости палуб, крышек трюмов. |
||
3.19 |
При выполнении поворота определить направление ветра и волнения, реакции судна на ветер, характер волнения и диапазоны курсов и скоростей при которых наблюдается усиленная качка, поворот производить тщательно сообразуясь со всеми параметрами. |
||
3.20 |
Проверить работу аппаратуры связи, вахту на дежурных частотах стойки ГМССБ |
||
3.21 |
Контролировать передвижение людей по судну, в темное время суток, включать освещение для осмотра палубного груза, закрытий, оборудования и устройств на главной палубе. |
||
3.22 |
Периодически производить контрольную откачку льял. |
||
3.23 |
Выполнение работ на главной палубе производить только с разрешения ВПКМ, при соблюдении дополнительных мер безопасности. |
||
3.24 |
Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале. |
||
Дата_________________Время__________________ |
|||
ГМА им. адм. С. О. Макарова |
|||
Судоводительский факультет |
|||
Кафедра Судовождения |
|||
ПЛАВАНИЕ ПРИ УХУДШЕНИИ ВИДИМОСТИ. |
|||
Произвести следующие действия: |
|||
№ |
Перечень действий |
выполнено |
Прим.я |
4.1 |
Информировать КМ о входе в зону ухудшенной видимости. |
||
4.2 |
Начать подачу туманных сигналов. |
||
4.3 |
Произвести проверку работы РЛС, САРП, лага, эхолота и других средств ТСС и работу сигнализации этих приборов, приборы связи, навигационные огни. |
||
4.4 |
Следовать с безопасной скоростью применительно к преобладающим условиям. |
||
4.5 |
Перейти на ручное управление рулем. |
||
4.6 |
Предупредить ВМХ, проверить связь с МО, по указанию КМ перевести ГД в маневренный режим работы. |
||
4.7 |
Проверить настройку РЛС, вести радиолокационное наблюдение с просмотром теневых секторов. |
||
4.8 |
Определить место судна, при небольших глубинах включить эхолот и установить сигнализацию по глубине. |
||
4.9 |
По указанию КМ проинструктировать и выставить впередсмотрящего, обеспечить его связь с мостиком. |
||
4.10 |
Включить навигационные огни. |
||
4.11 |
Проверить вахту на дежурных частотах стойки ГМССБ. |
||
4.12 |
Проверить закрытие дверей, водонепроницаемых переборок. |
||
4.13 |
Сличить часы на мостике и в ЦПУ, сличить ГК и МК. |
||
4.14 |
При определении места судна использовать дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии положения. |
||
4.15 |
При обнаружении другого судна определить критерии опасности CPA и TCPA, принять меры для того чтобы избежать ситуации чрезмерного сближения, когда действия другого судна непонятны — заблаговременное снижение скорости или полная остановка может служить действием для предупреждения столкновения. |
||
4.16 |
Когда невозможно избежать чрезмерного сближения с обнаруженным впереди траверза объекта — уменьшить ход до минимального достаточного для удержания на курсе. |
||
4.17 |
По указанию КМ действовать согласно расписанию усиленной вахты. |
||
4.18 |
Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале. |
||
Дата_________________Время__________________ |
|||
Ф. И. О. |
|||
ГМА им. адм. С. О. Макарова |
|||
Судоводительский факультет |
|||
Кафедра Судовождения |
|||
ПЛАВАНИЕ ПРИ УХУДШЕНИИ ВИДИМОСТИ. |
|||
Произвести следующие действия: |
|||
№ |
Перечень действий |
выполнено |
Прим. |
4.1 |
Информировать КМ о входе в зону ухудшенной видимости. |
||
4.2 |
Начать подачу туманных сигналов. |
||
4.3 |
Произвести проверку работы РЛС, САРП, лага, эхолота и других средств ТСС и работу сигнализации этих приборов, приборы связи, навигационные огни. |
||
4.4 |
Следовать с безопасной скоростью применительно к преобладающим условиям. |
||
4.5 |
Перейти на ручное управление рулем. |
||
4.6 |
Предупредить ВМХ, проверить связь с МО, по указанию КМ перевести ГД в маневренный режим работы. |
||
4.7 |
Проверить настройку РЛС, вести радиолокационное наблюдение с просмотром теневых секторов. |
||
4.8 |
Определить место судна, при небольших глубинах включить эхолот и установить сигнализацию по глубине. |
||
4.9 |
По указанию КМ проинструктировать и выставить впередсмотрящего, обеспечить его связь с мостиком. |
||
4.10 |
Включить навигационные огни. |
||
4.11 |
Проверить вахту на дежурных частотах стойки ГМССБ. |
||
4.12 |
Проверить закрытие дверей, водонепроницаемых переборок. |
||
4.13 |
Сличить часы на мостике и в ЦПУ, сличить ГК и МК. |
||
4.14 |
При определении места судна использовать дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии положения. |
||
4.15 |
При обнаружении другого судна определить критерии опасности CPA и TCPA, принять меры для того чтобы избежать ситуации чрезмерного сближения, когда действия другого судна непонятны — заблаговременное снижение скорости или полная остановка может служить действием для предупреждения столкновения. |
||
4.16 |
Когда невозможно избежать чрезмерного сближения с обнаруженным впереди траверза объекта — уменьшить ход до минимального достаточного для удержания на курсе. |
||
4.17 |
По указанию КМ действовать согласно расписанию усиленной вахты. |
||
4.18 |
Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале. |
||
Дата_________________Время__________________ |
|||
Ф. И. О. |
|||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.