Методические указания по подготовке к Государственному квалификационному экзамену по навигации для вахтенного помощника капитана, страница 10

Литература:

1.  Рекомендации по организации штурманской службы  РШС –89.

2.  Bridge Procedures Guide, Third edition 1998, ICS.

3.  СОЛАС –74 с поправками (глава V).

4.  A.J. Swift,  Bridge Team Management, a Practical Guide, NI, 1993

5.  Кодекс торгового мореплавания РФ.

6.  Резолюция ИМО А.893(21) «Руководство по планированию перехода».

7.  ПДНВ-78 с поправками (глава A-VIII).

ГМА им. адм. С. О. Макарова

Судоводительский факультет

Кафедра Судовождения

Контрольный лист №

СМЕНА ВАХТЫ НА ХОДУ СУДНА

Произвести следующие действия при смене вахты на ходу судна:

Перечень действий

выполнено

Прим.

1.1

Ознакомится и принять к исполнению распоряжения КМ.

1.2

Убедится в дееспособности заступающей вахты.

1.3

Адаптировать зрение к темноте.

1.4

Отложить прием вахты до завершения маневра начатого сменяющей вахтой

1.5

Проверить соответствие проложенного на карте курса надписанному и заданному рулевому или выставленному на авторулевом.

1.6

Проверить карту на предмет приведения склонения к году плавания, наличие магнитных аномалий, корректуры, подъема, пределов возможного отклонения от курса, рельефа дна.

1.7

Выяснить удаление от навигационных опасностей, берега, наметить дискретность и способы обсерваций проверить время поворота на следующий курс, ознакомиться с характеристиками СНО, прокладкой на следующей карте.

1.8

Проверить фактическую среднюю скорость судна за предшествующую вахту, сравнить её с лаговой, выяснить поправку лага\поправку плавания, принять к учету откорректированную счислимую скорость судна.

1.9

Ознакомиться со свежей метео и навигационной информацией и корректурой по маршруту плавания.

1.10

Выяснить преобладающее течения, ветер, погодные условия и видимость, а также все другие влияющие на курс и скорость факторы.

1.11

Проверить работу ТСС и сигнализацию приборов.

1.12

При необходимости включить эхолот, рассчитать запас под килем, установить сигнализацию по глубинам.

1.13

Сличить МК и ГК, проверить работу ГК и курсографа, сделать отметку на ленте курсографа, запомнить курс по МК и ГК и поправку компаса.

1.14

Проверить включение и работу РЛС и САРП, выяснить шкалу дальности, ориентацию, ознакомиться с окружающей обстановкой по радару и визуально, сравнить ее с картой, установить охранные зоны САРП, проверить сигнализацию САРП.

1.15

Проверить включение и работу аппаратуры связи, вахту на дежурных частотах, работу стойки ГМССБ.

1.16

Проверить работу навигационных огней.

1.17

Проверить работу пульта пожарной сигнализации, других видов судовой сигнализации.

1.18

Выяснить режим работы СЭУ, откуда ведется управление СЭУ, контролируемые параметры ДАУ СЭУ.

1.19

Сличить часы на мостике и в ЦПУ, проверить готовность и организацию вахты в МО.

1.20

При наличии крена выяснить причины и влияние на скорость и запас под килем.

1.21

Выяснить какие приняты меры по предотвращению загрязнения моря с судов мусором, балластными и льяльными водами.

1.22

Выяснить какие флаги подняты, проверить готовность сигнала «Не могу управляться».

1.23

Принять место судна на карте, проверить его по счислению, произвести контрольную обсервацию, желательно другим способом.

1.24

Проинструктировать вахтенных матросов с учетом условий и особенностей района плавания

1.25

Необходимая запись в судовом журнале.

Дата

Вахту сдал:

Ф. И. О.

Вахту принял:

Ф. И. О.

ГМА им. адм. С. О. Макарова

Судоводительский факультет

Кафедра Судовождения

ПРИЕМ/СДАЧА ЛОЦМАНА.
ЛОЦМАНСКАЯ ПРОВОДКА.

Произвести следующие действия:

Перечень действий

выполнено

Прим.

2.1

Уточнить ЕТА к лоцманской станции и порядок связи с лоцманом и СУДС.

2.2

ГД перевести в маневренный режим.

2.3

Сверить часы на мостике и в ЦПУ.

2.4

Проверить средства подачи сигналов, сигнализации и связи, подготовить флаги Golf и Hotel, национальные флаги стран.

2.5

Вызвать на бак боцмана, проверить связь с баком.

2.6

Подготовить якоря к отдаче.

2.7

Включить вторую рулевую машину, если возможно, перейти на ручное управление рулем.

2.8

Установить связь с лоцманской станцией, уточнить ЕТА, место приема лоцмана и борт, с которого необходимо подать трап, подготовить лоцманскую карточку.

2.9

Включить, а если включены — проверить, работу РЛС, САРП, эхолота, лага гиро- и магнитного компасов и других имеющихся ТСС, работу их сигнализации.

2.10

Подготовить лорцманский трап в соответствии с требованиями ИМО.

2.11

Поднять флаг Golf, и национальные флаги стран.

2.12

При подходе к месту приема лоцмана предусмотреть действия на случай его задержки.

2.13

При подходе к месту приема лоцмана предупредить КМ и ВМХ.

2.14

Лично проверить надежность крепления лоцманского трапа, полутрапика, наличие спасательного круга с линем и буйком, в темное время суток — освещение лоцманского трапа.

2.15

Лично встретить лоцмана, проводить на мостик, представить капитану, записать фамилию и инициалы лоцмана.

2.16

Спустить флаг Golf, поднять Hotel, выяснить у лоцмана о необходимости других флагов.

2.17

Вручить лоцману заполненную лоцманскую карточку.

2.18

Предупредить лоцмана об особенностях управления судном, ознакомить его с маневренными характеристиками судна, предупредить о наличии крена или дифферента судна, другой необходимой информации.

2.19

Обеспечить лоцмана спасательным жилетом, ознакомить с местом расположения жилета, при необходимости.

2.20

Получить у лоцмана информацию об условиях плавания, соответствует ли карта действительности, согласовать план перехода.

2.21

Выяснить у лоцмана особенности применения международных и местных правил плавания в районе лоцманской проводки.

2.22

Дублировать команды лоцмана рулевому, контролировать правильность их выполнения.

2.23

Согласовать с лоцманом план швартовки, схему подачи швартовных концов, буксиров, дать указания швартовной команде подготовить необходимые швартовные и буксирные концы.

2.24

Уточнить у лоцмана место и борт его высадки, оснастить трап.

2.25

Обеспечить лоцману питание.

2.26

Обеспечить лоцману связь с МО, по его желанию.

2.27

Заполнить лоцманскую квитанцию.

2.28

При подходе к месту высадки лоцмана предусмотреть действия на случай невозможности его высадки.

2.29

Проводить лоцмана к лоцманскому трапу, лично убедиться в надежности трапа, помочь лоцману спуститься, организовать спуск багажа лоцмана.

2.30

Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале.

Дата

_____________

Ф. И. О.

ГМА им. адм. С. О. Макарова

Судоводительский факультет

Кафедра Судовождения

ПЛАВАНИЯ В ШТОРМОВЫХ УСЛОВИЯХ.

Произвести следующие действия:

Перечень действий

выполнено

Прим.

3.1

При получении штормового предупреждения информировать КМ.

3.2

Оповестить экипаж о необходимости закрепления имущества по заведованию, режиме передвижения по судну.

3.3

Проверить надежность и герметичность люковых закрытий, трюмных лазов, вентиляторов, мерительных и воздушных трубок, всех водонепроницаемых закрытий.

3.4

Проверить крепления парадных трапов, спасательных средств, швартовых.

3.5

Проверить и обтянуть крепления груза в трюмах, на палубах, судового снабжения и имущества.

3.6

Проверить надежность зачехления палубных устройств, натянуть на грузовой палубе штормовые леера.

3.7

Изучить погоду в штормовом районе при помощи факсимильных карт и прогнозов погоды.

3.8

Усилить наблюдения за местными признаками погоды и сократить интервалы между метеонаблюдениями.

3.9

Выбрать безопасное сочетание курса и скорости, определить зоны усиленной качки и зоны резонанса, по штормовой диаграмме Ю. В. Ремеза.

3.10

Перейти на ручное управление рулем.

3.11

Предупредить ВМХ о переходе на маневренный режим СЭУ и сведения до минимума работ по перекачке топлива и других жидкостей.

3.12

Сличить часы на мостике и в МО, проверить машинный телеграф, поставить метку на ленте курсографа.

3.13

Контролировать качку и крен судна, появление статического крена.

3.14

Следить за состоянием крепления груза, судовых устройств и оборудования, герметичностью люковых закрытий, трюмных лазов и вентиляционных каналов.

3.15

Проверить настройку РЛС усилить наблюдение с просмотром теневых секторов.

3.16

Контролировать курс и скорость судна.

3.17

Контролировать местоположение судна.

3.18

Принять меры для уменьшения ударных гидродинамических нагрузок на корпус судна, заливаемости палуб, крышек трюмов.

3.19

При выполнении поворота определить направление ветра и волнения, реакции судна на ветер, характер волнения и диапазоны курсов и скоростей при которых наблюдается усиленная качка, поворот производить тщательно сообразуясь со всеми параметрами.

3.20

Проверить работу аппаратуры связи, вахту на дежурных частотах стойки ГМССБ

3.21

Контролировать передвижение людей по судну, в темное время суток, включать освещение для осмотра палубного груза, закрытий, оборудования и устройств на главной палубе.

3.22

Периодически производить контрольную откачку льял.

3.23

Выполнение работ на главной палубе производить только с разрешения ВПКМ, при соблюдении дополнительных мер безопасности.

3.24

Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале.

Дата_________________Время__________________

ГМА им. адм. С. О. Макарова

Судоводительский факультет

Кафедра Судовождения

ПЛАВАНИЕ ПРИ УХУДШЕНИИ ВИДИМОСТИ.

Произвести следующие действия:

Перечень действий

выполнено

Прим.я

4.1

Информировать КМ о входе в зону ухудшенной видимости.

4.2

Начать подачу туманных сигналов.

4.3

Произвести проверку работы РЛС, САРП, лага, эхолота и других средств ТСС и работу сигнализации этих приборов, приборы связи, навигационные огни.

4.4

Следовать с безопасной скоростью применительно к преобладающим условиям.

4.5

Перейти на ручное управление рулем.

4.6

Предупредить ВМХ, проверить связь с МО, по указанию КМ перевести ГД в маневренный режим работы.

4.7

Проверить настройку РЛС, вести радиолокационное наблюдение с просмотром теневых секторов.

4.8

Определить место судна, при небольших глубинах включить эхолот и установить сигнализацию по глубине.

4.9

По указанию КМ проинструктировать и выставить впередсмотрящего, обеспечить его связь с мостиком.

4.10

Включить навигационные огни.

4.11

Проверить вахту на дежурных частотах стойки ГМССБ.

4.12

Проверить закрытие дверей, водонепроницаемых переборок.

4.13

Сличить часы на мостике и в ЦПУ, сличить ГК и МК.

4.14

При определении места судна использовать дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии положения.

4.15

При обнаружении другого судна определить критерии опасности CPA и TCPA, принять меры для того чтобы избежать ситуации чрезмерного сближения, когда действия другого судна непонятны — заблаговременное снижение скорости или полная остановка может служить действием для предупреждения столкновения.

4.16

Когда невозможно избежать чрезмерного сближения с обнаруженным впереди траверза объекта — уменьшить ход до минимального достаточного для удержания на курсе.

4.17

По указанию КМ действовать согласно расписанию усиленной вахты.

4.18

Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале.

Дата_________________Время__________________

Ф. И. О.

ГМА им. адм. С. О. Макарова

Судоводительский факультет

Кафедра Судовождения

ПЛАВАНИЕ ПРИ УХУДШЕНИИ ВИДИМОСТИ.

Произвести следующие действия:

Перечень действий

выполнено

Прим.

4.1

Информировать КМ о входе в зону ухудшенной видимости.

4.2

Начать подачу туманных сигналов.

4.3

Произвести проверку работы РЛС, САРП, лага, эхолота и других средств ТСС и работу сигнализации этих приборов, приборы связи, навигационные огни.

4.4

Следовать с безопасной скоростью применительно к преобладающим условиям.

4.5

Перейти на ручное управление рулем.

4.6

Предупредить ВМХ, проверить связь с МО, по указанию КМ перевести ГД в маневренный режим работы.

4.7

Проверить настройку РЛС, вести радиолокационное наблюдение с просмотром теневых секторов.

4.8

Определить место судна, при небольших глубинах включить эхолот и установить сигнализацию по глубине.

4.9

По указанию КМ проинструктировать и выставить впередсмотрящего, обеспечить его связь с мостиком.

4.10

Включить навигационные огни.

4.11

Проверить вахту на дежурных частотах стойки ГМССБ.

4.12

Проверить закрытие дверей, водонепроницаемых переборок.

4.13

Сличить часы на мостике и в ЦПУ, сличить ГК и МК.

4.14

При определении места судна использовать дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии положения.

4.15

При обнаружении другого судна определить критерии опасности CPA и TCPA, принять меры для того чтобы избежать ситуации чрезмерного сближения, когда действия другого судна непонятны — заблаговременное снижение скорости или полная остановка может служить действием для предупреждения столкновения.

4.16

Когда невозможно избежать чрезмерного сближения с обнаруженным впереди траверза объекта — уменьшить ход до минимального достаточного для удержания на курсе.

4.17

По указанию КМ действовать согласно расписанию усиленной вахты.

4.18

Необходимая запись по данному листу в Судовом журнале.

Дата_________________Время__________________

Ф. И. О.