В ряде зарубежных конструкций очистных комбайнов бесцепные системы подач решены посредством отрезка траковой цепи либо с помощью гидравлических домкратов. В первом случая траковая цепь 12 определенного профиля огибает приводные звездочки 13 комбайна. Аналогичный профиль имеет профильная рейка 11 на борту конвейера. За счет этого вращательное движение траковой цепи преобразуется в поступательное движение комбайна относительно конвейера. Шагающий принцип подачи обеспечивается домкратами 15, которые своими башмаками заходят в пазы профильной рейки 14 на борту конвейера. В каждый момент времени подача обеспечивается одним домкратом, при этом другой ищет точку опоры. При изменении направления движения комбайна домкраты разворачиваются на 180°.
Шагающая, распорно-шагающая подача, реализуемая за счет усилий гидродомкратов, применяется в проходческих комбайнах. С помощью гидродомкратов можно формировать значительные усилия подачи, что необходимо при проведении выработок в породах повышенной крепости. Были опыты использования шагающей подачи и в очистных комбайнах с расположением опорных домкратов между кровлей и почвой пласта, но частые распорные нагрузки приводили к нарушению сплошности боковых пород («топтанию» кровли). В настоящее время шагающая подача применяется лишь в проходческих комбайнах с передачей распорных усилий в боковые стенки выработки.
Более широкое применение в проходческих комбайнах нашел гусеничный вариант подачи, осуществляемый двумя гусеницами с общим или индивидуальным приводами. В условиях разрушения крепких пород возможен гусенично-распорный вариант подачи.
Механизмы перемещения и силовое оборудование привода очистных комбайнов
Подающие части обеспечивают перемещение горных машин вдоль забоя с определенной скоростью. Скорость подачи должна плавно регулироваться в зависимости от крепости разрушаемого угля. Оптимальный диапазон регулирования скорости подачи с учетом реальных условий эксплуатации машин находится в пределах 0-10 м/мин. Это требует больших передаточных отношений редуктора для обеспечивания изменения скорости вращения приводной звездочки или барабана относительно асинхронного привода подачи комбайна. С учетом требований габаритных размеров, надежности, необходимости плавного регулирования скорости при значительных усилиях подачи в вариаторах скорости используется удобный для регулирования вид энергии: энергия рабочей жидкости, энергия постоянного тока или энергия электромагнитного поля. В связи с этим подающие части горных машин выполняются как гидравлические, электрические или электромагнитные.
Наиболее широкое применение в очистных узкозахватных комбайнах получил гидравлический вариатор скорости. Как правило, в приводе подачи применяются радиально-поршневые насосы типа 1НП-120, либо 1НП200 и высокомоментные радиально-поршневые двигатели (ДП-510, ДП514, либо 1ДП4).
Объемный гидропривод позволяет плавно в широком диапазоне регулировать скорость подачи. Использование в вариаторах скорости объемного гидропривода обеспечивает широкое регулирование скорости подачи (от О до 6-10 м/мин), стабильные значения усилий перемещения комбайна (до 300 кН), малую инерционность системы, высокую степень надежности конструкций, защиту от перегрузок при сравнительно малых габаритах конструкции. Все это определило широкое применение гидравлических механизмов подачи (Г404, Г405, Г406, Г407) в большинстве типов узкозахватных комбайнов Электрические подающие части (ЭПЧ-ЗЦ) в качестве вариаторов скорости используют постоянный ток и систему Г-Д
В последних конструкциях комбайна КШ1 используется система автоматического регулирования скорости подачи «Тула-1», основанная на частотном регулировании электропривода с электронной системой управления. При этом регулирование скорости подачи обеспечено в пределах 0.2 — 9.0 м/мин при усилии подачи в 250 кН на всем диапазоне скоростей.
В целом, наряду с отмеченными достоинствами, недостатками электрических вариаторов скорости являются: невозможность обеспечения тормозного режима работы при больших углах падения пласта; необходимость включения в систему муфт предельного момента для защиты от перегрузок; потеря несущей способности в момент вынужденных выключений вариатора скорости; значительные габариты большинства из конструкций.
Врубовые машины и широкозахватные комбайны
Врубовая машина предназначена для проведения дополнительной плоскости обнажения в очистном забое, разрушаемом буровзрывным способом. Дополнительная плоскость способствует более эффективному разрушению полезного ископаемого и точному оконтуриванию ширины захвата в пределах выемочного цикла. Ширина захвата (глубина подрубки щели), как правило, принимается равной 1.8 м (кратной паспорту крепления очистного забоя Промышленностью выпускается лишь один тип врубовых машин — «Урал-33».
Машина работает с оросительной системой, насос которой устанавливается на штреке, а вода к форсункам подводится по специальным шлангам. Форсунки размещаются в местах наиболее интенсивного пылеобразования.
Узкозахватные комбайны. Классификация
Узкозахватные комбайны располагаются непосредственно у груди забоя, перемещаются по конвейеру или опираются на его став, разрушают уголь в отжатой зоне пласта. Как правило, комбайны работают по челноковой схеме с механизированной выемкой ниш в зоне сопряжения с верхним и нижним штрекамиПо способу перемещения вдоль забоя узкозахватные комбайны бывают со встроенным либо вынесенным на штреки механизмом подачи (ВСП).
По типу механизма подачи — с гидравлическим или электрическим вариатором скорости.
По мощности вынимаемого пласта — комбайны для тонких пластов (менее 0.8 м); маломощных (0.8-1.5 м); средней мощности (1.5-3.5 м) и мощных (более 3.5 м).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.