Таким образом, метод «крупных» частиц позволяет рассчитывать низкотемпературную плазму с учетом всевозможных физических эффектов. Как и в случае электронного потока, алгоритм реализует множество элементарных расчетов в малый промежуток времени.
Алгоритмы метода «частицы-в-ячейках» в литературе кодируются соотношением nDmV, где n – число пространственных координат, m – число учитываемых скоростей частиц.
2.8. Задачи оптимизации
Заданы многомерная
функция , где
–
n-мерный вектор, и ограничения
,
.
Требуется найти глобальный экстремум функции
,
- глобальный экстремум, если
для любого
.
Функция называется целевой функцией, функции
– функциями ограничения. Аргумент
вектор
называется планом,
– оптимальным планом (или точкой
глобального экстремума).
Линейное программирование Нелинейное программирование Рис. 13 |
Если и
–
линейные функции (рис. 13), то задача относится к разделу линейного
программирования.
Если – нелинейная функция, то задача
относится к нелинейному программированию. В случае нелинейного программирования
функции
могут отсутствовать.
В задачах линейного программирования экстремум находится на границе функции ограничения.
К нелинейному
программированию приводят многие задачи, связанные с физическими моделями
живого и неживого мира. Для решения задачи линейного программирования
существует много эффективных пакетов. В отличие от них задачи нелинейного
программирования являются проблемными, сложность увеличивается с увеличением
размерности вектора .
Нелинейные функции встречаются в реальных задачах и имеют не один, а много экстремумов. Задача может заключаться как в отыскании глобального максимального экстремума, так и глобального минимального экстремума. Эти задачи эквивалентны. Одна можно перевести в другую изменением знака функции.
Если дифференцируема, то необходимым
условием экстремума является равенство
,
i =1, 2 , …, n.
Достаточное условие
глобального экстремума для любого
.
Достаточное условие
локального экстремума для любого
из окрестности
.
Для отыскания локальных экстремумов существует множество численных методов. Одними из наиболее часто используемых методов являются градиентные методы.
В градиентном методе сначала выбирается начальная точка, от которой начинается оптимизация. Затем делаются шаги в направлении градиента:
, где
(25)
до тех пор, пока значение функции в очередной точке не станет меньше значения функции в предыдущей точке. Тогда значение ρ уменьшается, и итерации начинаются снова из предыдущей точки. Этот процесс повторяется, пока ρ не станет меньше заданной точности.
Для вычисления
глобального экстpемума функции необходимы специальные методы локализации области
глобального экстpемума и многокpатное пpименение метода поиска локального
экстpемума. Одним из подходов поиска глобального экстpемума является динамическая
пpоцедуpа – метод Монте-Каpло. Однако пpименение этой пpоцедуpы тpебует
значительных вpеменных затpат. Для целенапpавленной локализации области
глобального экстpемума можно пpедложить метод последовательного пpиближения
pешения задачи, где на каждом шаге k+1 функция Dk+1 отpажает более точное пpиближение
pешения задачи по отношению к функции Dk . Если на k-ом шаге вычислен вектоp , то можно пеpейти к более точному
поиску экстpемума для более точной функции Dk+1 , если за начальный вектоp поиска D
пpинять оптимальный план
пpедыдущего шага. Схема такого поиска может быть отpажена в виде
®
. (26)
k=1,2,...
Пpи k=1 может
быть положен пpоизвольным обpазом. Пpедполагается, что Dk достаточно точно отpажает pешение
задачи так, что D является pешением задачи тpебуемой
точности. Такая последовательность оптимизационных шагов часто пpиводит к быстpому
вычислению глобального экстpемума. Локализация области глобального экстpемума
на каждом шаге достигается за счет вычисленного локального экстpемума на
пpедыдущем шаге и поиска экстpемума на пеpвом шаге, если этот начальный поиск
приводит к глобальному экстремуму для функции D1 . Применительно к итерационным
пpоцедуpам минимизации ошибки D различные точности описания могут быть получены за счет изменения
количества узлов аппроксимации решения. Пусть
Î Rn являются
искомыми узлами аппроксимации решения задачи вычисления многомерного
приближения. Уменьшая шаг h и увеличивая соответственно количество узлов
N, можно построить аналогичную (26) пpоцедуpу минимизации ошибки
приближения нелинейной целевой функции.
2.9. Распознавание образов и обучение машин
Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений применения ЭВМ в последнее время стали системы распознавания образов.
В общем виде задача
распознавания образов состоит в следующем. Если некоторый объект в процессе
своего функционирования однозначно описывается вектором признакового
пространства , то представляет интерес
определить при известном значении
состояние объекта,
представленное классом (образом)
, s = 1, 2, …, p, где p – количество классов (образов).
Распознавание образа
проводится с помощью разделяющей многомерной функции такой,
что каждому значению аргумента
ставится в соответствие
класс
, s – номер класса (образа).
Построение функции F осуществляется с помощью множества , которое составляет обучающую
матрицу, где N – количество
известных образов.
Если задана некоторая
модель функции F, то задаётся алгоритм определения
(настройки) этой модели с помощью обучающего множества О. Если, таким
образом, функция F определена,
то далее для любого значения аргумента возможно
определение класса
.
Задача распознавания образов имеет множество практических применений.
1. Распознавание множества букв.
Рис. 14 |
Для решения этой задачи
могут быть использованы разные множества признаков. Например, длина отрезка от соответствующей
точки квадрата до границы буквы (рис. 14). У каждой буквы свои значения отрезков.
Таким образом, класс соответствует определённой
букве алфавита. Количество классов p соответствует количеству букв в алфавите. Очевидно, для каждой буквы
вектор
принимает определённое значение,
если для каждой буквы алфавита известно множество О, то далее для любого
множество
может
быть определено с помощью какого-либо алгоритма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.