Таблица 3
Вариант |
q11 |
q12 |
q13 |
q21 |
q22 |
q23 |
q31 |
q32 |
q33 |
1 |
8/11 |
10/9 |
12/7 |
11/5 |
6/10 |
2/12 |
7/6 |
9/15 |
11/3 |
2 |
6/8 |
9/5 |
10/13 |
5/9 |
8/6 |
7/12 |
11/14 |
12/10 |
9/11 |
3 |
10/15 |
7/8 |
11/6 |
8/12 |
12/10 |
13/9 |
10/14 |
7/5 |
8/10 |
4 |
5/11 |
9/4 |
7/7 |
10/8 |
6/5 |
9/11 |
11/13 |
12/2 |
10/9 |
5 |
8/3 |
11/7 |
9/8 |
7/6 |
8/5 |
5/10 |
13/9 |
14/4 |
9/11 |
6 |
12/9 |
10/15 |
8/6 |
11/12 |
6/10 |
9/3 |
7/8 |
8/11 |
5/7 |
7 |
12/5 |
6/11 |
8/8 |
12/5 |
9/10 |
6/12 |
11/9 |
10/13 |
8/11 |
8 |
3/12 |
4/11 |
7/10 |
12/8 |
5/11 |
3/12 |
6/9 |
8/7 |
11/9 |
9 |
5/11 |
10/12 |
8/10 |
12/11 |
4/10 |
8/12 |
9/15 |
9/13 |
10/14 |
10 |
12/9 |
10/15 |
8/6 |
11/12 |
6/10 |
9/3 |
7/8 |
8/11 |
5/7 |
11 |
8/3 |
11/7 |
9/8 |
9/6 |
8/5 |
5/10 |
13/9 |
14/4 |
9/11 |
12 |
3/12 |
4/11 |
7/10 |
12/8 |
5/11 |
3/12 |
8/9 |
8/7 |
11/9 |
13 |
7/11 |
10/9 |
12/7 |
13/5 |
6/10 |
2/12 |
7/6 |
9/15 |
11/3 |
14 |
9/8 |
9/5 |
10/13 |
5/9 |
8/6 |
7/12 |
11/14 |
12/10 |
9/11 |
15 |
8/13 |
10/9 |
12/7 |
11/5 |
6/10 |
2/12 |
7/9 |
9/15 |
11/3 |
В этой таблице qj k = qj k (x i), j = 1,2,3 , k = 1,2,3 . В числителе – данные для первой альтернативы (i = 1), в знаменателе – для второй (i = 2).
Таблица 4
Вариант |
a1 |
a2 |
a3 |
1 |
0.5 |
0.6 |
0.3 |
2 |
0.7 |
0.9 |
0.5 |
3 |
0.4 |
0.3 |
0.6 |
4 |
0.8 |
0.9 |
0.7 |
5 |
0.6 |
0.5 |
0.4 |
6 |
0.9 |
0.6 |
0.8 |
7 |
0.3 |
0.5 |
0.9 |
8 |
0.6 |
0.5 |
0.2 |
Окончание табл. 4 |
|||
Вариант |
a1 |
a2 |
a3 |
9 |
0.6 |
0.9 |
0.8 |
10 |
1 |
0.8 |
0.6 |
11 |
0.8 |
0.5 |
0.4 |
12 |
0.9 |
0.5 |
0.4 |
13 |
0.9 |
1 |
0.6 |
14 |
0.8 |
0.6 |
0.9 |
15 |
0.8 |
0.7 |
0.9 |
1. Используя программу MathCad, рассчитать итоговые оценки альтернатив q(x i) , i = 1,2 по соотношениям 1–3. Все числовые данные приведены в таблицах 1 – 4 , при этом n = 3 и m = 3 .
2. Выбрать на основе результатов расчетов лучшую альтернативу на каждом этапе проведения экспертизы.
3. Сравнить результаты, полученные по формулам (1-3) на разных этапах экспертизы.
1. Краткие теоретические сведения о методе экспертных оценок.
2. Основные расчетные формулы и соотношения.
3. Результаты расчетов.
4. Выводы по работе.
1. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие системы.
2. Назовите основные отличия хорошо организованной системы, плохо организованной системы и самоорганизующейся системы.
3. Назовите основные закономерности систем.
4. В каких случаях для решения задач анализа системы прибегают к экспертным оценкам?
5. Какие факторы влияют на работу эксперта?
6. Какая оценка используется для выбора альтернативы в простейшем случае?
7. Что такое сценарий и когда используют метод сценариев для анализа сложных систем?
8. Что такое метод Делфи и каковы его особенности при анализе сложных систем?
9. Как сформировать список экспертов?
10. Как оценить компетентность экспертов?
Лабораторная работа № 2
Построение модели системы по методу полного факторного эксперимента
Цель работы: изучение основных этапов планирования и проведения полного факторного эксперимента (ПФЭ).
1. Краткие теоретические сведения
При построении математических моделей для управления сложными системами широко применяется эмпирический подход. Он основан на организации и проведении, определенным образом, поставленных экспериментов. Такой подход оказывается наиболее предпочтительным в тех случаях, когда отсутствует полная информация о внутреннем механизме явлений, происходящих в системе. В этих условиях точное математическое описание поведения системы оказывается громоздким либо вообще невозможным при ограниченном уровне знаний о системе.
Математическая модель функционирования таких систем может быть получена в виде зависимости некоторых выходных показателей или показателей от входных управляемых независимых переменных (факторов) Х1, Х2, … , Хn . Эта зависимость определяет математическое описание некоторой поверхности в многомерном пространстве и может быть представлена функцией отклика Y = f(X1, X2, ... , Xn). При этом значение функции отклика рассматривается внутри области изменения факторов
Xj min Xj Xj max , j = 1,2, ... , n , (1)
определяющей возможные режимы функционирования реальной системы в процессе управления этой системой.
Для описания поверхности отклика часто используют полиноминальные модели, в частности, линейную, неполную квадратичную, квадратичную и т.п. При построении модели системы задача заключается в отыскании его адекватного математического описания по результатам эксперимента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.