Организация экспертизы – весьма сложная и обычно дорогостоящая задача. Можно выделить следующие этапы проведения экспертизы:
· формирование цели экспертизы;
· разработка процедуры опроса;
· формирование группы экспертов;
· опрос экспертов;
· обработка результатов;
· анализ результатов.
2. Методы обработки мнений экспертов
Рассмотрим метод простой организации экспертизы. Эксперты получают анкеты для оценки предполагаемых альтернатив. Затем заполненные анкеты собирают, обрабатывают их результаты и передают для анализа лицу, принимающему решения.
Обработка результатов может происходить различными способами. Предположим, что эксперты оценивают альтернативы по числовой шкале. Пусть qj (xi) – оценка i-й альтернативы j-м экспертом (i = 1...r, j = 1...n). Оценки q1 (xi), .... , qn(xi ) можно рассматривать как измерение искомой «истинной характеристики» q(xi), считая, что отклонение qj(xi) - q(xi) - есть случайная величина. В качестве итоговой оценки можно использовать некоторую статистику q(xi) = q (q1(xi), ...., q n(xi)). Обычно это выборочное среднее
q(xi) = , (1)
хотя можно использовать и другие статистики.
Сложнее дело обстоит, когда альтернативы нельзя оценить сразу одним числом и экспертам предлагают дать оценки отдельно по каждому показателю. Например, оценка качества промышленного изделия складывается из оценок признаков социальных, функциональных, экономических, эстетических и т.д. В этом случае имеем набор чисел qj k (xi), где k - номер признака (k = 1, ...., m). Кроме этого, эксперты оценивают степень важности lj k каждого показателя. Тогда итоговая оценка может быть представлена как
q(xi) = . (2)
Следующее уточнение вносят в случае неоднородности квалификации экспертов. Естественно, следует внести весовой коэффициент мнения экспертов. Пусть aj – коэффициент компетентности j–го эксперта. Компетентность каждого эксперта можно оценить числами 0 <= aj <= 1. При коэффициенте aj=0 j-й эксперт полностью некомпетентен, а при aj =1 – полностью компетентен. Определять компетентность экспертов можно различными способами. Учитывая компетентность экспертов, итоговая оценка может быть представлена в виде
q(xi) = . (3)
Таким образом, используя экспертные оценки, можно решить формально неразрешимые проблемы. При этом полученное решение всегда приближенно и его можно уточнять, увеличивая число и компетентность экспертов.
В лабораторной работе необходимо на основе методов обработки мнений экспертов (см. формулы (1–3)) сделать выбор из двух альтернатив (r=2), используя оценки трех экспертов (n = 3) . Они оценивают альтернативы [q j(xi) и qj k (xi) ] по пятнадцатибалльной системе, а степень важности каждого показателя l j k – по пятибалльной системе.
Данные для выполнения работы выбираются из таблиц 1 – 4 в соответствии с вариантом по указанию преподавателя.
Таблица 1
Вариант |
q 1(x1) |
q2 (x1) |
q 3(x1) |
q 1(x2) |
q2(x2) |
q3(x2) |
1 |
10 |
14 |
9 |
11 |
12 |
15 |
2 |
12 |
10 |
15 |
13 |
9 |
12 |
3 |
9 |
11 |
8 |
7 |
8 |
10 |
4 |
14 |
12 |
10 |
9 |
15 |
13 |
5 |
7 |
9 |
8 |
8 |
10 |
9 |
6 |
11 |
10 |
12 |
10 |
9 |
11 |
7 |
10 |
8 |
7 |
9 |
12 |
15 |
8 |
6 |
9 |
12 |
14 |
13 |
10 |
9 |
9 |
11 |
13 |
10 |
12 |
14 |
10 |
12 |
14 |
10 |
9 |
15 |
11 |
11 |
8 |
12 |
10 |
9 |
11 |
13 |
12 |
11 |
12 |
13 |
9 |
11 |
14 |
13 |
15 |
12 |
11 |
14 |
10 |
9 |
14 |
15 |
11 |
12 |
9 |
8 |
11 |
15 |
8 |
11 |
9 |
12 |
14 |
13 |
Таблица 2
Вариант |
l11 |
l12 |
l13 |
l21 |
l22 |
l23 |
l31 |
l32 |
l33 |
1 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Окончание табл. 2 |
|||||||||
Вариант |
l11 |
l12 |
l13 |
l21 |
l22 |
l23 |
l31 |
l32 |
l33 |
6 |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
7 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
8 |
5 |
4 |
3 |
2` |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
9 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
10 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
11 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
12 |
3 |
2 |
5 |
1 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
13 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
14 |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
4 |
15 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.