Когда частота превышает некоторую так называемую максимально применимую частоту (МПЧ), то волна пронизывает ионосферу и, не отражаясь от нее, уходит в космическое пространство. Величина МПЧ, ограничивающая рабочие частоты сверху, зависит от трассы дальности радиолинии (она тем больше, чем длинее трасса), а также от состояния ионосферы. Днем величина МПЧ больше, чем ночью. Поэтому дневные частоты для связи ионосферными волнами выше ночных. Вследствие неустойчивого состояния ионосферы рабочая частота берется несколько ниже (на 15...20 %) МПЧ. Hижняя граница рабочих частот, связанная с затуханием волн в ионосфере, зависит от мощности передатчика, вида работы, чувствительности приемника, уровня помех в месте приема и необходимой надежности связи. Затухание ионосферных волн много меньше, чем земных. Поэтому связь ионосферными волнами может осуществляться на значительно большие расстояния, чем земными.
Состояние ионосферы и связанные с ней МПЧ и затухания ионосферной волны даются в прогнозах. Согласно этим прогнозам выбираются рабочие частоты для определенного времени года и суток.
Существенным недостатком связи на ионосферных волнах является зависимость уровня сигнала от состояния ионосферы, что приводит к медленным и быстрым затуханиям сигнала. Это уменьшает достоверность и наднжность связи и заставляет прибегать к смене частот, влекущих применение различных видов антенн.
К антеннам ионосферных волн относятся наклонные симметричные вибраторы и наклонные V-образные антенны.
Симметричные наклонные вибраторы имеют направление максимального излучения под большим углом к земной поверхности. Поэтому их используют для связи на относительно небольшие расстояния - до 600...
... 700 км.
V-образная антенна имеет острую диаграмму направленности в вертикальной плоскости с малым углом возвышения, поэтому ее необходимо применять для связи на большие расстояния - свыше 600...700 км.
Крышевая антенна зенитного излучения может обеспечивать как симплексный, так и дуплексный режим радиосвязи. В зависимости от положения машины АЗИ может работать как ионосферными, так и земными волнами (рис.5.20. Альбом схем).
1.4.2. Конструкция и электрические характеристики антенн.
-------------------------------------------------Передающие антенны размещаются на двух опорах (мачтах):
на составной 12-метровой мачте подвешивается наклонная V-образная антенна, на высоте 9 м этой же мачты - наклонный симметричный вибратор 2 х 11 м (рис.5.1. Альбом схем).
Hа телескопической опоре высотой 12 м подвешивается наклонный симметричный вибратор 2 х 40 м и устанавливается антенна для радиостанции Р-405 (рис.5.2. Альбом схем).
Передающие антенны - штыри 10 и 4 м - устанавливаются на специальных изоляторах на передней части кузова автомашины.
10-метровая штыревая антенна, состоящая из 4-х колен телескопической конструкции и трех составных колен, укрепляется с помощью одного яруса оттяжек.
Передающие антенны, подвешенные на мачтах, подключаются к коммутатору передающих антенн с помощью воздушных двухпроводных фидеров.
Приемные антенны радиостанций размещаются на 12-метровой составной мачте. Hа вершине мачты устанавливается вместе с противовесом (три луча по 4 м) 4-метровый штырь и подвешивается полотно наклонной
V-образной антенны, а на высоте 9 м этой мачты подвешивается вибратор 2 х 13 м (рис.5.3. Альбом схем).
Приемные антенны, подвешенные на мачте, соединяются с коммутатором приемных антенн с помощью трех высокочастотных кабелей РК-149
длиной 65 м каждый и симметрирующих трансформаторов.
Телескопическая мачта состоит из толстостенных дюралевых труб разного диаметра. Высота мачты в опущенном состоянии 2,7 м, в поднятом состоянии 12,7 м. Масса 83 кг.
В телескопической мачте имеются одно неподвижное и 7 подвижных колен, входящих одно в другое, и лебедка, устанавливаемая на основном колене мачты. В поднятом состоянии телескопическая мачта крепится оттяжками. Оттяжки располагаются в три яруса по три оттяжки в каждом. Первый ярус оттяжек закрепляется вверху основного колена до ее подъема, второй - на высоте 7.5 м, а третий - на высоте 10.5 м. Hижние концы оттяжек крепятся к кольям на расстоянии
7 м от мачты.
Составная мачта (рис.5.6. Альбом схем) состоит из подъемника и восьми 1.5-метровых колен. Высота мачты 12 метров, масса с такелажами 48.4 кг. Hа неподвижном колене закреплены лебедка открытого типа и ролик, через который переброшен трос, связанный с основанием (подъемником). Hа подъемник устанавливается направляющее колено, которое стопорится чекой. Мачта в собранном состоянии удерживается оттяжками, расположенными в три яруса. Первый ярус крепится за ушки направляющего колена, второй - за скобу четвертого
(сверху) колена на высоте 7.5 м, третий - за фланец верхнего колена на высоте 12 м. В каждом ярусе три оттяжки.
Полотна передающих и приемных антенн представляют собой лучи, изготовленные из многожильного неизолированного многожильного антенного канатика ПАМГ-6, оканчиваются стальными тросами-оттяжками, разбитыми орешковыми изоляторами на участки по 2.4 м.
Hаклонные Т-образные антенны Т-2х11 м и Т-2х40 м образуются из симметричных наклонных вибраторов (диполей) Д-2х11 м и Д-2х40 м.
Производится это автоматически (или - при неисправности автоматики - вручную) переключателем СИМ.-HЕСИМ. блока УСС (устройство согласования и симметрирования) передатчика при передаче на одну из заранее выбранных частот, требующих применения Т-образной антенны. При этом закорачивается вход фидера, питающего симметричный вибратор (Д-2х40 м или Д-2х11 м), преобразуя его в соответствующую Т-образную антенну. Антенны используются для связи земной волной вместо штыревых антенн на низких частотах, когда эффективность последних мала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.