Введение в философию техники. Природа техники и технологий как область философского знания. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность. Концепции техники и технологии. Техника и глобальные проблемы современности

Страницы работы

Содержание работы

Философия техники

  • Тема 1. Введение в философию техники
  • Семинар 1. Философия техники в системе наук

 Родоначальником философии техники в России был русский инженер П.К. Энгельмейер (1855-1942), еще в начале XX в, он написал работы "Теория творчества" и "Философия техники". Согласно концепции Энгельмейера, техника как система машин обладает собственным существованием и специфическими законами существования и развития. Основываясь на идеях техницизма, он называет человека существом техническим и предлагает программу перестройки технического образования. Тогда как термин "философия техники" как научный, был введен немецким ученым Э. Каппом. Его книга "Основания философии техники" вышла в Германии в 1877 году.

Актуальность философско - теоретического исследования техники в наши дни обусловлена не столько тем, что техника, совместно с наукой, занимает определяющее место как в общественном, так и в материальном, и в духовном развитии народов планеты, сколько тем, что в последние десятилетия бурного развития техники и технологий вполне определенно обозначились и волнующие человеческий разум противоречия между техникой человеком и его культурой. Суть этой мысли можно выразить одной фразой: теряется ответственность человека за технику, с одной стороны, и ответственность техники перед человеком, с другой. Техника за последнее столетие по существу изменила облик земного шара. Более того, она как феномен человеческого разума не только преобразует земной мир, но все далее и далее проникает за его пределы.

 Тем самым, современный техногенез все требовательней выдвигает на первый план осознание фундаментальных характеристик техники и технологий, а это, прежде всего, предполагает более глубокое и всестороннее изучение возрастающей взаимообусловленности науки и техники. Становится необходимым понимание единства системы "природа - человек - техника - гуманизм". В этой системе, казалось бы "банальный гуманизм для технаря" играет решающую роль. Возможность такого качественного диалога между наукой, техникой и производством изначально заложена в высшем образовании.

Все это неизбежно выдвигает на первый план гуманитарно - теоретические вопросы в инженерном образовании: Что такое техника? Какова ее природа? Каковы ее истоки? Что она может дать человеку и его культуре и что - может отнять? Таким образом, можно сформулировать основной вопрос курса "Философия техники". В чем состоит сущность философии техники и ее фундаментальные задачи? Это не только проблема философии техники, но и проблема философии естественных наук. Ученые естественники всегда обращаются к философии, когда возникает необходимость обоснования их открытий, либо поиска путей к новым ступеням развития науки. То же самое мы можем наблюдать и в философии техники. Кроме того, важность философии для естествознания и техники заключается в том, что она всегда обращается к человеку, его культуре. Посредством философии связываются миры науки, техники, человека и природы (А. Эйнштейн, А. Пуанкаре, Э. Циолковский, В. Вернадский, Н. Моисеев)

Многие философы связывают с техникой и техническим развитием планетарный кризис культуры и цивилизации. Бердяев Н. Хайдеггер М. Ясперс К. Мэмфорд Л. и ряд других философов в осмыслении кризисных ситуаций отдельных культур и техногенной цивилизации в целом, видят основную причину в том, что техника и технологическое развитие в своем экологическом и антропологическом содержании все больше отчуждаются от природы и самого человека.

Этот процесс, как я полагаю, по существу необратим, пока техногенная цивилизация не отступит перед культурой, в процессе развития которой (культурогенезе), культура и ее носитель - человек сформировались во времени и пространстве как самоорганизующиеся системности (экокультуросистемы) с присущими каждой культуре миропониманием и мироотношением (культурным самосознанием).

Хотя существует и другая точка зрения, согласно которой техногенезу обратной дороги нет. И спасти планету от глобальных техногенных проблем может только дальнейшая гуманизация техники и технологий. Но вся беда в том, что человек цивилизации все глубже и шире опираясь на технику и новые технологии в диалоге с природой, обществом и самим собой, уходит (забывает) дальше от понимания внутренних законов бытия этой триады. Мне могут возразить, а проникновение в микро и макро мир? Не это ли приближает к познанию сущего в мире? Ответом может служить печальный опыт технологического внедрения генной инженерии в сельскохозяйственное производство планеты, от которого по существу человечеству уже не отказаться.

Итак, одни философы полагают, что технику (технологию) необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, другие уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногенную цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности, обречены на провал, так как система способна проявлять по отношению к таким "косметическим" операциям исключительную стойкость. И та, и другая сторона, выдвигают достаточно убедительные аргументы.

В этой ситуации, когда философия техники призвана к решению названных двух основных задач (осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус, как совершенно справедливо отмечает В. Розин, скорее не философия, а частная методология, привлекающая междисциплинарные исследования и разработки. В этом отношении философия техники приближается к полноценной неклассической философской дисциплине, так как она ставит перед собой решение методологических и прикладных задач природно - гуманитарного начала техники и технологий.

Таким образом, в мировом философско - теоретическом дискурсе о природе техники и технологий, в котором по большому счету сошлись в споре два основных направления: "социокультурный детерминизм" и "детерминизм технологический". Здесь необходимо отметить, что в этих двух концептуальных подходах, в осмыслении феномена техники отсутствует, на первый взгляд, банальная истина, которая при философском внимании к ней обеих сторон, могла бы стать объединяющей парадигмой многоаспектного познания феномена техники в культурогенезе планеты. А прозвучит она так - человек творя культуру, творит себя. Тем самым, во "второй природе", то есть, "технической культуре" сотворенной человеком за всю свою историю, несомненно отражение диалектики развития техники и технологий. Ей подчинена вся историческая и современная картина технико - технологического движения. Только при таком подходе может раскрыться картина общего и единичного в техногенезе планеты, ее социокульурное содержание и природная адаптация.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0