Введение в философию техники. Природа техники и технологий как область философского знания. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность. Концепции техники и технологии. Техника и глобальные проблемы современности, страница 3

Говоря о специфике естественных и технических наук, о приоритетах фундаментальных или прикладных исследований, о гуманитарном уровне инженерной подготовки в вузах, необходимо заметить, что философы различным способом объясняли и объясняют мир, инженеры и техника продолжают его изменять и перед ними, как ни перед кем другим, стоит ответственность быть служителями гуманности в инженерной деятельности.

  • Тема 3. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность
  • Семинар 3. Техника и социокультурная ответственность


1. Гуманитарная оценка техники и управление техникой.
2. Ответственность инженерной деятельности.

Техника, с одной стороны выступает как неотъемлимая и составная часть культуры. "Без техники не возможна культура. С нею связано само возникновение культуры, но бытие техники в культуре противоречиво. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели". Так рассматривает техногенный парадокс в культуре Н.Бердяев.

Необходимо отметить, что "расслоение" или отдаление инженерной деятельности от производственной и потребительской картины мира, как сложных производственных или социокультурных систем, в которые направлено его инженерное творчество, приводит к тому, что "отдельный" т.е. инженер узкой специализации концентрирует свое внимание лишь на части многовекторной технической системы, в которую призван его артефакт. Тогда как его инженерное мышление должно быть ориентировано на конкретные социокультурные или экокультурные целостности как пространственно временные реальности. Например, трактора, комбайны со всей атрибутикой от вспашки до снятия урожая не могут быть однозначными в инженерном решении для южных степных районов, лесостепных или таежных районов Сибири с пересеченными ландшафтами.

Инженер все более удаляясь от особенностей непосредственного потребителя его изделий и конструируя артефакт вне конкретного человека служить которому он призван, прежде всего, сужает круг своего потребителя, а следовательно и поликонтекстность своего инженерного творчества. Создается иллюзия, что задача инженера заключается только в конструировании артефакта, а его внедрение в жизнь, в культуру, ориентация на конкретного человека должно происходить само собой.

В связи с этим, настоятельным требованием во всей инженерной деятельности современности социотехническое проектирование, которое в противовес системотехническому представляет любой проект как систему деятельности. Это проектирование характеризуется, прежде всего, его гуманитаризацией т.е. конкретным человеко содержанием. Значимыми на этой стадии становятся такие понятия, как "штучный дизайн" и "дизайн системы". Возрастает роль социотехнического проектирования в градостроительстве и создании других инфраструктур. Все это обусловлено не только темпами формами урбанизации, но и быстро меняющимся техническим многообразием. Например, размещение энергоемких производств, организация транспорта и энергодоставка, увязывание технической многотипности с социкультурными особенностями поселка, города, региона и страны в целом. Все это также требует инженерной мысли в организации управления.

Социотехническое проектирование представляющее собой систему технико - технологической деятельности требует к себе и адекватную по техническому уровню систему управления, которая тесно увязывается с гуманитарно - инженерной подготовкой управленцев. На фоне растущей враждебности к науке и образованию, при менеджерском приоритете в организации жизнедеятельности культуры, научно - техническая цивилизация неуклонно приближается к осознанию грани своей полезности. При таком раскладе проектирования и управления часто технико - технологические решения не отвечают социокультурным запросам и требованиям экологии и безопасности.

Следующим вопросом темы является проблема ответственности в технике за технику, с помощью техники. История не знает такого состояния культуры как сегодня. Я имею в виду многократно возросшую власть человека над человеком, другими природными существами и целыми видами, над всей окружающей средой, над всем живым на Земле. Техника подвела человека к черте страшного парадокса, когда очевидным становится сила компъютера и бессилие разума.

Что значит ответственность? Нести ответственность означает: быть готовым или быть обязанным давать ответ - отвечать кому-нибудь за что-нибудь. Мы ответственны не только за что-то (поступок, задачу, управление), но и по отношению к кому-то или перед какой-либо инстанцией, вплоть до культуры и даже планеты. Религиозный человек верит в Бога, осознавая себя ответственным перед ним. Например, американский философ Джон Лэдд в научном споре с философом права Хартом обсуждает четыре понятия ответственности и вводит пятое.

  1. это причинная ответственность (например, возникновение какой-либо аварии из-за бездействия);
  2. это ответственность в силу обязанности, согласно которой кто-то ответственен за нежелательное или наносящее ущерб положение дел;
  3. это ролевая ответственность. Особое значение ролевая ответственность имеет, когда роль индивида или инстанции обусловлена той или иной профессиональной деятельностью;
  4. это ответственность за способность выполнять задачу или роль, способность понимать, планировать управлять, оценивать события;
  5. это подотчетная ответственность. Она должна проявлятся перед тем или иным лицом или инстанцией.

Эти понятия ответственности и масса других законов и актов, по сути, конкретизируют ответстветность как бы из вне, тогда как ответственность есть этическая категория и не может быть конкретно эмпирической. Как отмечал Иммануил Кант, этическая ответственность есть нечто большее и необъяснимое, которое можно назвать моральным разумом. Однако одно очень важное обстоятельство в проблеме ответственности необходимо отметить. Свобода и ответственность в любом действии человека всегда обуславливают друг друга.